Интересные факты о А.С. Макаренко
30 ноября 2020 г. в 11:07
Автор: Виктория Ланжар
Выпускница Университета практической психологии
Встреча с миром Антона Семеновича Макаренко. Виктория Ланжар, дистантница Н. И. Козлова, посетила музей-заповедник А. С. Макаренко в селе Ковалевка Полтавской обл. Именно здесь им была организованна первая колония. Это та самая колония имени Горького. Сейчас она находится под защитой ЮНЕСКО.
Факты, о которых знают немногие:
- Когда Макаренко начал преподавать, то большое внимание уделял речи – хотел, чтобы дети умели правильно высказывать свое мнение, конструктивно общаться. Пользовался большим авторитетом у ребят.
- Умел, не обижая, поставить любого человека на место.
- Был «сослан» (по мнению Макаренко) на преподавательскую работу на станцию Волынская. А туда его отправили за обвиние директора школы в коррупции (директор действительно брал взятки у родителей). В убогой, провинциальной школьной атмосфере, о которой А.С. писал, как об унылой и скучной, он организовал кружок рисования, драмкружок. Сделав тем самым жизнь детей более радостной.
- Отношение к женщине, по воспоминаниям современников, - возвышенное. «Женщина - это идеал в природе».
- Считал, что дети должны жить в нормальных условиях и отказывался от зданий, которые ему предлагали, искал лучшее из возможного и невозможного.
- Применял метод «Штурма» к новым колонистам - брал ребенка из милиции, сам шагал впереди, а ребенок сзади. По его словам, делал то, что дети не ожидали, располагал их при первой встрече своим уважением и открытостью. Он считал, что ребенок, который доверяет, не может убежать.
- Всегда поднимал настроение у окружающих. Иногда шуткой, иногда сарказмом, который никогда не был ранящим. Он искал каким словом останавливать привычные для беспризорников нудения. Развесил почти в каждой комнате колонистов плакаты со словом «Не пищать».
- Всегда искал и находил мотивацию: хорошо поработали – теперь праздник, столы накрыли. Тяжело пахали – допахаем и пойдем театральную постановку смотреть. Всегда говорил о замечательном будущем, чтобы дети мечтали.
- Все ситуации, которые происходили в колонии, записывал подробно, чтобы потом проанализировать, найти лучшее решение.
- Воспитание через коллектив, через самообслуживание, через «завтрашнюю радость». Когда есть цель, нет злобы и лени.
- Всегда просил детей сообщать ему, если они видели, что с их товарищем что-то не в порядке, чтобы не оставить без внимания ни одного поникшего, унылого ребенка и предотвратить неприятность. Делать так он стал после случая, когда один юноша совершил самоубийство.
- На Совете командиров задавал вопросы, склоняющие детей к заранее продуманному решению и при этом воспитанники верили, что сами решили так, а не иначе.
- Использовал ритуалы. Передача знамени. Или осенью, когда лучший колонист передает первый сноп самому слабому, со словами, что это символ. Или в новой колонии под Харьковом, дети палили старую одежду, начиная новую жизнь.
- В расписании был час, когда все танцевали. И Макаренко тоже дурачился. А потом все веселые шли работать.
- Новеньких сразу не инструктировал. Несколько дней за ними наблюдал в разных ситуациях.
- Большой эстет. Форма колонистов - только светлая. «Чистота внешняя -это чистота души». Возле свинарника разбили самую красивую клумбу. В свинарнике все ходили в белых халатах.
- В драмкружке писал сценарии, назначал на роли, выбирая точно подобранного артиста на роль.
- В колонии Дзержинского у детей было все, даже велосипед у каждого. За три года сами колонисты заработали деньги на станки и начали собирать дрели, которые в СССР никто тогда не производил.
Файлы: