Интересные факты о А.С. Макаренко

30 ноября 2020 г. в 11:07

Автор: Виктория Ланжар

Выпускница Университета практической психологии

Встреча с миром Антона Семеновича Макаренко. Виктория Ланжар, дистантница Н. И. Козлова, посетила музей-заповедник А. С. Макаренко в селе Ковалевка Полтавской обл. Именно здесь им была организованна первая колония. Это та самая колония имени Горького. Сейчас она находится под защитой ЮНЕСКО.

Факты, о которых знают немногие:

  1. Когда Макаренко начал преподавать, то большое внимание уделял речи – хотел, чтобы дети умели правильно высказывать свое мнение, конструктивно общаться. Пользовался большим авторитетом у ребят.
  2. Умел, не обижая, поставить любого человека на место.
  3. Был «сослан» (по мнению Макаренко) на преподавательскую работу на станцию Волынская. А туда его отправили за обвиние директора школы в коррупции (директор действительно брал взятки у родителей). В убогой, провинциальной школьной атмосфере, о которой А.С. писал, как об унылой и скучной, он организовал кружок рисования, драмкружок. Сделав тем самым жизнь детей более радостной.
  4. Отношение к женщине, по воспоминаниям современников, - возвышенное. «Женщина - это идеал в природе».
  5. Считал, что дети должны жить в нормальных условиях и отказывался от зданий, которые ему предлагали, искал лучшее из возможного и невозможного.
  6. Применял метод «Штурма» к новым колонистам - брал ребенка из милиции, сам шагал впереди, а ребенок сзади. По его словам, делал то, что дети не ожидали, располагал их при первой встрече своим уважением и открытостью. Он считал, что ребенок, который доверяет, не может убежать.
  7. Всегда поднимал настроение у окружающих. Иногда шуткой, иногда сарказмом, который никогда не был ранящим.  Он искал каким словом останавливать привычные для беспризорников нудения. Развесил почти в каждой комнате колонистов плакаты со словом «Не пищать».
  8. Всегда искал и находил мотивацию: хорошо поработали – теперь праздник, столы накрыли. Тяжело пахали – допахаем и пойдем театральную постановку смотреть. Всегда говорил о замечательном будущем, чтобы дети мечтали.
  9. Все ситуации, которые происходили в колонии, записывал подробно, чтобы потом проанализировать, найти лучшее решение.
  10. Воспитание через коллектив, через самообслуживание, через «завтрашнюю радость». Когда есть цель, нет злобы и лени.
  11. Всегда просил детей сообщать ему, если они видели, что с их товарищем что-то не в порядке, чтобы не оставить без внимания ни одного поникшего, унылого ребенка и предотвратить неприятность.  Делать так он стал после случая, когда один юноша совершил самоубийство.
  12. На Совете командиров задавал вопросы, склоняющие детей к заранее продуманному решению и при этом воспитанники верили, что сами решили так, а не иначе.
  13. Использовал ритуалы. Передача знамени. Или осенью, когда лучший колонист передает первый сноп самому слабому, со словами, что это символ. Или в новой колонии под Харьковом, дети палили старую одежду, начиная новую жизнь. 
  14. В расписании был час, когда все танцевали. И Макаренко тоже дурачился. А потом все веселые шли работать.
  15. Новеньких сразу не инструктировал. Несколько дней за ними наблюдал в разных ситуациях.
  16. Большой эстет. Форма колонистов - только светлая. «Чистота внешняя -это чистота души». Возле свинарника разбили самую красивую клумбу. В свинарнике все ходили в белых халатах.
  17. В драмкружке писал сценарии, назначал на роли, выбирая точно подобранного артиста на роль.
  18. В колонии Дзержинского у детей было все, даже велосипед у каждого. За три года сами колонисты заработали деньги на станки и начали собирать дрели, которые в СССР никто тогда не производил.

 

  • Армейское воспитание
  • Воспитание детей
  • Родители и дети

Комментарии (0):