Элементы тренинга
Кроме собственно тренировки, в тренингах часто используют игры и решение кейсов, групповые обсуждения и процессы.
Деловые игры воспроизводят элементы производственного процесса и взаимодействия между сотрудниками. Если модель работы в деловой игре схвачена верно, деловые игры дают великолепные возможности для нахождения и отработки новых, более эффективных стратегий.
В ролевых играх участники вживую воспроизводят типовое поведение людей, когда нужно найти с ними новые возможности общения. Например, разыгрывается полная драматизма ссора «муж – жена», где можно увидеть приемы и стратегии, используемые участниками, и попробовать новые варианты решения.
Кейс – это конкретная ситуация, к которой требуется найти алгоритм решения. Решения кейса может происходить как в форме деловой, так ролевой игры.
Вы попросили своего опытного и качественного администратора сделать нужный вам отчет, однако к назначенному сроку отчета не оказалось. Пройдя по офису, вы с разнообразными чувствами обнаружили, что у рабочего места администратора вместо нее гуляет одинокий посетитель, бумаги не разобраны, а сама администратор Наталья в соседнем помещении уютно попивает чай за приятной беседой с другой сотрудницей. Ваши действия? Конкретные формулировки?
Решение кейсов дают возможность увидеть сильные и слабые стороны участников тренинга, дать им ответы на типовые ситуации, с которыми они будут встречаться.
Игры используются в тренингах часто, бывают тренинги, почти полностью выстроенные в форме игры, но игра и тренинг – вещи разные. В обычных играх важен увлекательный процесс, а обучение и польза – приятное приложение. В тренинге, напротив – важна учебная цель, ради которой проводится игра (например, апробирование изучаемой технологии), а увлекательный игровой процесс лишь средства для лучшего усвоения материала.
Групповые обсуждения и дискуссии – важная часть почти любого тренинга. Людям бывает важно высказать свое мнение, не менее интересно выслушать мнения других людей, а если есть возможность еще и подискутировать – страсти, бывает, разгораются нешуточные. Что нередко и используется в хорошем тренинге, в частности, для того, чтобы обсудить людей в культурно-продуктивной дискуссии.
Процесс – погружение участников в состояния или деятельность для получения личного уникального опыта, без заранее намеченного результата. Задача ведущего в таком процессе – задать тему и всё, выводы остаются за участниками.
Например, это может быть медитация, когда участники ложатся, расслабляются и слушают голос ведущего, который дает направление для их воображения. Или, ведущий может предложить участникам десять минут молча двигаться по комнате, прикасаясь к различным предметам (но не к людям). Процессы могут быть и очень энергичными: например, дыхательные техники под специальную музыку вводят людей в особые состояния, когда тело освобождается от накопившихся в нем мышечных напряжений.
После выхода из погружения участники делятся своими впечатлениями и переживаниями, а ведущий помогает осмыслить опыт, полученный ими во время процесса. Впечатления и переживания бывают очень интересными и важными, люди получают новые идеи, новые взгляды на привычное, у них изменяется настроение и появляется вкус жизни.
Процесс может быть элементом тренинга, но если все занятие состоит из процессов, это все-таки не тренинг, а что-то совсем другое. Что? Точного слова для этого пока не найдено. Возможно, в этом случае можно говорить о Практике.