Эффективные методы выбора бизнес-тренера на собеседовании
Автор: Белова Л.С.
Только для заказчиков тренингов (бизнес-тренерам не читать ;-)
Хорошо, когда есть возможность увидеть, как тренер ведет целый тренинг. Часто же потенциальному заказчику разрешают посмотреть только фрагмент. А он может быть для выбирающей стороны не самый удачный. И даже профессиональный тренер, регулярно ведущий тренинги, далеко не всегда сможет Вам сказать будет ли эффективно обучение у данного тренера или нет. К счастью, можно оценить тренера уже на собеседовании. Ниже пойдет речь о пяти важнейших параметрах, на которые стоит обратить внимание при личной встрече.
1. Любовь и уверенность
Начнем с главного – с любви. Знания и навыки, полученные на тренинге, только тогда будут воплощены в жизнь, когда участники тренинга получат уверенность, что они смогут всё это применить. Для тренера есть только один способ этого достичь – любить своих участников тренинга, или если, такая формулировка кажется вам слишком пафосной, то хотя бы верить в то, что участники тренинга смогут взять заданную им «высоту». Проверить это на собеседовании очень легко – просто прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Если у Вас какой-либо неприятный осадок от общения с человеком – значит не тот. И, наоборот, если Вы чувствуете, что стали хотя бы капельку увереннее в себе и удовлетвореннее жизнью от переговоров, то значит перед нами, как минимум, потенциально хороший тренер. Итак, первое и самое главное требование к тренеру это – уметь принимать участников тренинга такими, какие они есть, и уважать (а в идеале и любить) их за эту индивидуальность.
Следующие два критерия связаны с умением влиять на аудиторию и доносить до неё информацию. Я специально не выделяю критерия качества доносимой информации, так как я много кратно наблюдала, как тренеры могут хорошо копировать подготовленный другими тренинг. Вполне жизнеспособными оказываются следующие модели корпоративных учебных центров. Профессиональный, хорошо методически подкованный тренер (легче найти такого среди внешних тренеров) пишет один или несколько базовых тренингов и передает его внутренним тренерам данной компании. В результате компания экономит деньги, так как массовые тренинги проводятся силами сотрудников самой компании. Итак, даже если у тренера нет каких-то выдающихся способностей к написанию бизнес-тренинга, он вполне может успешно транслировать готовую разработку. Не исключено, что полученный им опыт в дальнейшем позволит ему самостоятельно создавать эффективные тренинги.
2. Харизматичность тренера
Оцените харизматичность тренера. Для этого можете спросить, например, как человек решил стать тренером. Харизматичный тренер не упустит этот шанс, чтобы начать «звездить». Скромный человек очень рисует просто не выжить в качестве бизнес-тренера. Держать внимание аудитории удается, только если, вокруг оратора есть ареол нестандартности и гениальности. Для этого у бизнес-тренера в ход идут различные средства:
- Самоощущение собственной уникальности;
- Вера в своё особое предназначение, в свое призвание (наличие своей миссии, ценностей и принципов работы);
- Доступ к особым кругам (образование за рубежом, особые знакомства, участие в престижных выставках, конференциях и т.д.);
- Стремление давать развивающую обратную связь (это не просто критика всех и вся в пух и прах, но и умение преподнести всё это так, что человек ни капельки не терзается угрызениями совести, а воспринимает критику как похвалу с акцентом на достижение новых задач (зоны ближайшего развития));
- Наличие мелких недостатков, странностей, чудачеств, которые окружающие склонны наблюдать у многих талантливых людей.
Кандидат произвёл на Вас впечатление особенно талантливого человека – хорошо значит, продолжаем с ним разговор.
3. Четкая, простая и легко понимаемая речь
Внимательно послушайте, как тренер говорит. Речь с дефектами может придавать немного забавного шарма ее обладателю, но вслушиваться в течение восьми часов (а тренинги длятся и дольше), в непонятную речь тренера группе будет очень тяжело. Трудно воспринимать смысл того, что человек говорит с помощью сложных, громоздких предложений и витиеватых фраз. В идеале тренер должен говорить с Вами простыми короткими предложениями – в среднем 10-12 слов в предложении. Естественно, эти критерии относится к устной речи. Итак, третий критерий, по сути, содержит в себе два следующих положения:
1. Речь должна быть без дефектов – четкая.
2. Речь должна быть простая, из простых коротких предложений – легко понимаемая.
И остались ещё последние два критерия выбора бизнес-тренера на собеседовании, выделением которых я особенно горжусь, поскольку нигде в литературе не встречала даже намека на них.
4. Соответствие по стилю одежды
В ряде компаний может быть важным умение и желание тренера соответствовать Вашему корпоративному стилю одежды. Я знаю, по крайней мере, четырех успешных бизнес-тренеров, которые ведут тренинги исключительно в джинсах и ни за что не соглашаются одеть костюм. Для некоторых же компаний такая мелочь, как может показаться в начале, способна стать серьезным камнем преткновения для успешности обучения. Даже если Вам удастся уговорить тренера прийти в костюме, рубашке и галстуке и он так и придет, то может случиться, что на ноги, машинально, он оденет кроссовки. Дальше, как говориться – без комментариев. Поэтому, если у Вас принят строгий бизнес-стиль, то это лучше обсудить с тренером до тренинга.
5. Готовность тренера напрямую отвечать на вопросы
В-пятых, готовность и скорость, с которой тренер начинает отвечать на Ваши не стандартные вопросы. Если тренер не отвечает сразу напрямую, или отвечает вопросом на вопрос, применят техники переформулирования и т.д., значит перед Вами человек, который и на тренинге не будет отвечать на прямые вопросы участников группы. Такое поведение непременно будет раздражать группу, и способствовать возникновению негативной групповой динамики. А это никак не способствует эффективности обучения.
Подводя итог, данной главы хочу снова вернуться к ее заголовку. Конечно, многие читатели уже раскусили мой прием побуждения к действию через частицу «не». Что же касается, бизнес-тренеров, прочитавших эту главу то мы можем их поздравить в двойне. Во-первых, Вы теперь узнали некоторые тонкости того, как лучше вести себя на собеседовании. А, во-вторых, Вы продемонстрировали свою готовность нарушать запреты и выходить за границы, в которые Вас впихивает социальная среда. Молодцы – это очень важное личное качество для бизнес-тренера!