Что такое: подготовить ребенка к жизни?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Прочитал яркую статью Елены Виговской, захотел ее откомментировать.
Главный тезис статьи: не заморачивайтесь тем, чтобы детей готовить к жизни. Это глупо и не актуально. Обоснование: если ребенка научить чистить обувь, мыть полы, стирать полы и варить суп, в современной жизни это малоактуально.
Подробнее — в ее замечательной статье ниже.
Так вот, чтобы вы не ошибались в этом важнейшем для ваших детей вопросе, даю мои комментарии. Только будьте внимательны.
Верно, если ребенка готовить к этой мелкой части жизни, отвлекая его этим от более важных жизненных задач, это глупо и недальновидно. Только что из этого следует? Что ребенка не нужно готовить к жизни??
Предположим, мы в отпуск хотим съездить в горы. Нужно к этому подготовиться? Нужно. А Елена Виговская скажет: «Глупости это. Если я буду учиться ставить брезентовые палатки и разжигать костер с одной спички, мне это не пригодится, потому что в наше время в горах отдыхают в четырехзвездочном отеле...». Верно. Но это не значит, что к отпуску не нужно подготовиться, то есть заранее подобрать хороший отель, решить вопрос с билетами, визами и хотя бы элементарно собрать нужные для отпуска вещи.
Елена, не нужно передергивать. К требованиям жизни наших детей готовить необходимо, при этом с течение времени эта подготовка будет заключаться в разном. И если сегодня наши дети должны энергичнейшим образом осваивать интернет, способы раскрутки своих сайтов, организаторские и лидерские способности, то подготовка к жизни будет в этом, а не умении варить луковый суп. Так?
Если замечательная мама Елена Виговская (а я уверен, она замечательная мама) сумела развить у своего ребенка интерес к науке и любовь к математике, это важная часть подготовки к жизни. Она готовит своего ребенка к жизни, и это правильно. А вот если ее ребенок в 10 лет не умеет планировать свой день и теряется в незнакомой обстановке, это плохо. Его сверстники в Итоне в это время уже планируют свою жизнь на 10 лет вперед и энергично развивают свои организаторские способности... Они к жизни — готовятся.
Итого: умные родители детей к жизни готовят обязательно. Просто умные родители делают это по умному.
А теперь читайте прекрасно написанную статью Елены Виговской.
Мой сын не готов к жизни…
Конечно, ещё не всё потеряно, ему нет и десяти, и можно прямо с сегодняшнего дня, а может, с нового, 2018 года начать в срочном порядке начать его подготовку к жизни. Учить его чистить обувь, мыть полы, стирать бельё и варить суп, и наконец, выгнать гулять в одиночестве, и, возможно, к 10 он сам сбегает за хлебом.
Я всё это могла в свои 8! Меня родители готовили, и я выполняла кучу обязанностей по дому, ходила в магазин, стояла в очередях, присматривала за младшей сестрой и многое другое. Учёбой моей особо не заморачивались, и на кружки не водили. Я сама походила какое-то время в клуб рукоделия, на шахматы, да так и забросила.
Я была самостоятельным ребёнком и справлялась как-то сама. Когда мне было лет 8 — 9, меня с подружками, гуляющими во дворе, подозвал интеллигентный такой дядечка, сказал, что кое-что нам покажет, и показал! Мы разлетелись в разные стороны, пожаловались мальчишкам, те хотели дядьке навалять, но его и след простыл. Не знаю, как мне этот опыт в жизни помог, и как он меня к ней подготовил…
Жизнь моего ребёнка немного другая, не потому, что я думаю, что родители ошибались в воспитании меня и моих братьев и сестёр, я думаю так жило большинство семей в спальных районах тогда ещё Советского Союза. Я даже не знаю, готовили ли нас так к жизни, или просто ситуация была такова, что детям приходилось быть очень самостоятельными и независимыми с раннего возраста. Но если бы мы могли выбирать?
Сыну почти 2 года, мы заходим в детский магазин и он тычет пальчиком в конструктор Лего, просит купить. Покупаем ему первый набор из больших блоков и он с упоением весь день с ними возится. У него много книг, которые он просит читать, есть тематические карточки с птицами, животными, морскими обитателями, профессиями, видами спорта, геометрическими фигурами и пр. Его любимые — это фигуры и морские обитатели.
У детей феноменальная память в этом возрасте на то, что им нравится. Неподдельная любознательность и неутомимость в занятии тем, что по душе. Он обожает строить. К пяти годам у него куча всевозможных конструкторов, он твёрдо заявляет, что хочет стать инженером. У сына много времени для чтения энциклопедий, для просмотра научных роликов, для того, чтобы начертить периодическую таблицу Менделеева, где к каждому названию элементов на английском я подписала названия на русском.
Мы живём не в России, и он учится на английском, так что русский язык у него второй. Ему очень нравится узнавать новое об окружающем мире, и он с удовольствием делится своими знаниями с одноклассниками. И к своим почти 10 годам он достаточно много знает, я, при всей своей самостоятельности, не знала и 5% от того, что знает он! Наука, технологии — его любимые предметы, но он старается и по математике, ведь для будущего инженера математика очень важна. Он может поддержать разговор со взрослым и впечатлить своим пониманием некоторых вещей, но… или НО!
Мой сын не гуляет самостоятельно, у него есть друзья, с которыми он любит проводить время, но они не гуляют сами по себе. Он не добирается сам до школы и на кружки, я ему напоминаю сделать домашнюю работу и проверяю ошибки, собираю ему обед и кладу его в ранец. Он не умеет мыть полы, и не умеет жарить яичницу или варить суп, и даже ботинки я ему чищу сама. И в школьный поход я упаковываю его вещи, объясняя где и что лежит. Он не выносит мусор, и в своей комнате он только лишь убирает игрушки. Он может приготовить себе бутерброд или залить хлопья молоком, если проснулся голодный раньше нас.
Я нечасто прошу его помощи, и обычно она заключается в том, чтобы накрыть на стол, свернуть салфетки, помочь принести нетяжёлые сумки. Наверное, мы балуем его и не готовим к жизни… и действительно, неужели человека можно считать состоявшимся, если он научился чистить себе ботинки лет в 15, а не в 7!?
Когда у Сент Экзюпери спросили: «Стоит ли баловать детей?», он ответил: «Непременно балуйте, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь». А нужно ли ребёнка готовить ко всем испытаниям, которые возможно ему приготовила жизнь? А как готовить? К каким именно испытаниям нужно подготовить своего ребёнка? И самый важный момент, будут ли эти испытания каким-то образом зависеть от того, к чему мы ребёнка готовили? Иными словами, будет ли эта подготовка в будущем определять судьбу ребёнка? Ведь, как говорится, кто на что учился…
Я испытываю искреннее недоумение, когда родители твердят о том, что ребёнка обязательно нужно научить мыть полы, чистить ботинки, убирать за собой тарелку и готовить суп, как можно раньше. Как будто этому вообще нужно учиться!!! Как будто это высшая математика или физика! Что-то мне подсказывает, что когда моему ребёнку нужно будет помыть полы, он как-нибудь сообразит, как это сделать. Вообще, насколько важно научить ребёнка варить пресловутый суп? Который он, ко всему прочему, не особенно и любит.
Неужели в сегодняшнем мире может пропасть взрослый, дееспособный, грамотный, образованный человек, который в семь лет не научился этот суп готовить? Неужели чистка ботинок требует специального обучения долгих 18 лет жизни в родительском доме? Так к каким именно испытаниям мы должны готовить своих детей? Как выбрать этот приоритет? И какими будут их воспоминания из детства?
Правда, яркая статья? А теперь еще раз прочитайте мои комментарии.
И напишите комментарии свои!
Комментарии (3):
Интересно. Как-то так получилось, что меня не учили готовить и я особо не интересовалась этим занятием. Потом у меня появились дети, но я не заморачивалась тем, что им нужно готовить полезную кашу, готовить мне было трудно, и мы ходили в Макдоналдс и фастфуд, просаживая там деньги семьи и здоровье. Сейчас мне 35 лет, и я проплатила Школу счастливых хозяек, чтобы наконец-то научиться тому, чему меня не научили в детстве, чтобы сэкономить деньги для других важных вещей...
Да, наверное, тратить кучу сил и внимания на то, чтобы учить детей ставить палатку - не стоит. Это не самое актуальное в жизни. Но есть вещи, которые в жизни человека будут случаться обязательно. Ему нужно будет что-то есть и кормить свою семью - как и где он будет это делать? Ему нужно будет убирать свою квартиру или комнату - как он это будет делать? С радостью или тоской? каждый день по 15 минут или раз в месяц перед гостями, проклиная все на свете? (тут важнее научить отношению).
Умение установить палатку, возможно , не очень важно для девочки... Хотя желательно, чтобы она увидела как это делает правильно папа ( учитель, тренер, др. мужчина) - это даст ей возможность в свое время понять кто рядом с ней, неумеха или парень" Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке. Знак "ГТО" На груди у него..." (кстати, ваш 6 летний сын уже слышал этот рассказ С. Я. Маршака?) Долго обучать умению ставить палатку не надо - это делается "на раз", достаточно побывать вовремя , лет в 12-15 , на турслёте. А вот мужественно обкапывать палатку по периметру, в то время, когда все над тобой смеются - дорогого стоит - и это выясняется ночью, когда внезапно начинается дождь...
Ко всему сказанному добавить : Если не научить следить за порядком, содержать свою одежду и обувь в чистоте, а делать это за ребенка, то , в какой-то момент, когда он окажется один все заметят, кроме него, какой он неряшливый и не собранный. А прививать уже взрослому следить за собой - не благодарное это дело...