Судьбоанализ
Автор: Марина Николаевна Ильюша
Глубинная психология, как учение о бессознательном, существовала в двух самостоятельных пластах исследования:
1. Пласт персонально вытесненного бессознательного Фрейда
2. Коллективное бессознательное Юнга
3. Третье исследовательское направление присоединилось к двум первым, в 1937 г. Это введённая глубинно-психологическая дисциплина, которую Л.Сонди назвал «Судьбоанализ».
Судьбоанализ исследует третье направление бессознательного, а именно «родовое бессознательное», как особенную форму в бессознательном. Это направление мы назвали именно так, поскольку мы рассматриваем не только психику, но и тело; не только природу инстинкта и наследие, но и изменение духа; не только проявления действительного мира, но и мира мыслимого, воображаемого, что стоят в центре наших глубинно-психологических исследований. Как и откуда определяются в человеке вытесненные требования предков через бессознательно управляемые действия выбора в любви, дружбе, профессии, заболевании и смерти? Слово «судьба» по смыслу является интеграцией тела и души, наследия и инстинкта; я и духа, этого мира и мира загробного, всех человеческих и межчеловеческих феноменов. Таким образом, это направление глубинной психологии привело к изучению судьбы, которое Сонди назвал «диалектической ананкологией» (см. Л. Сонди «Человек и судьба, наука и картина мира» 1954 года).
С годами Судьбоанализ сформировался и определился в особенное исследовательское направление с особенными методами психодиагностики и психотерапии. Судьбоанализ остался в рамках глубинной психологии, так как он представляет собой важную область бессознательного, а именно «родовое бессознательное», которое выражается в особенных отрезках человеческой жизни, а именно в «судьбе выбора». То есть, в судьбоопределяющих изменениях выбора каждого человека, посредством человеческих отношений, и таким образом определяет и судьбу общества.
Судьбоанализ, как основное направление глубинной психологии, был построен на наследии и выборе как особенная дисциплина. Кирпичи для построения собственной судьбы дают наши предки. Каждый предок с его особенными требованиями к жизни и его особенной формой жизни действует на потомков как «пример и образ». Каждый предок фигурирует в нашем родовом бессознательном как особенная возможность судьбы. Человек носит во внутреннем плане судьбы, которая как раз и называется родовым бессознательным, много различных предков, и соответственно, много и очень часто противоположно идущих возможностей судьбы. У каждой фигуры предков в родовом бессознательном есть тенденция стать «примером» для судьбы потомков. Отсюда у нас есть навязывание или принуждение предков при выборе любви, дружбы, профессии, заболевании и смерти. Ту часть судьбы, которая определяется предками и нам навязывается, мы называем судьбой принудительной.
Рука, которая из этих родовых определённых планов сама выбирает возможности судьбы, а от всех других отказывается, либо фигуры предков – интегрируются в новый образ «Я», такую свободно выбранную или интегрированную часть судьбы мы называем свободная судьба. (см. книгу Л. Сонди «Человек и судьба», а также «Наука и картина мира»). В этом как раз и состоит связь между анализом бытия и судьбоанализом.