Случайная измена
Фрагмент из книги Н.И. Козлова «Истинная правда»
Вам предлагается разыграть следующую ситуацию. Вводная:
У вас хорошая семья, Володя любит Веронику. Вероника любит Володю. Но как-то Володя был в командировке, в городе своей юности. Работал, уставал, грустил без Вероники, а тут встретил свою одноклассницу, Ирину, в которую когда-то был влюблен. Володя и Ира, они оба были очень рады этой встрече, Ирина (без всяких задних мыслей) пригласила его в гости, он (вообще ни о чем не подумав) согласился. На следующий день после работы он пришел к ней, оказалось, что она живет сейчас одна, потому что с мужем только что развелась. У нее в душе было муторно, у него отозвалось, они долго разговаривали, и ему даже удалось немного привести ее в чувство. Но, когда посмотрели на часы, оказалось, что возвращаться в гостиницу уже смысла нет. В общем, он у нее остался...
Самый слабый момент в этой придуманной истории, это — как все это вообще могло выплыть на поверхность? Потому что, когда Володя возвращался из командировки домой, обнять свою жену ему хотелось, как и прежде...
Но история выплыла, и Володя не стал врать и отпираться. Да, Володя? Володя:
— Да, Вероника, это было.
Вероника застыла, как бы вбирая в себя услышанное, после чего у нее стали чередоваться: нервная дрожь, слезы, безвольно опущенные руки и вопросы с отчаянными глазами:
— Скажи, что тебя перестало устраивать в наших отношениях?
Не дай бог, если Володя на это попадется и действительно кинет какой-либо, тем более справедливый, упрек: это будет новая куча слез и смертельная обида.
— Как это могло случиться?!
Не приведи вас Господь отвечать на этот вопрос и рассказывать подробности: это будет, как соль на рану.
— Как теперь жить, ну как теперь жить?!
Это вопрос тем более не к мужу и вообще не вопрос, а просто фраза из драмы. ...Драма продолжалась бы еще долго, если бы игру не остановили. Володя сидел растерянный и душевно помятый. Собственно, ему говорить толком ничего и не пришлось: всю игру играла, то есть плакала и восклицала, — Вероника. Группа сидела также в некоторой растерянности. Ну, сцену сыграли. Ну, она его потоптала. Хорошо потоптала. И что нам теперь с этим делать?
Впечатления мои? Прекрасная игра! Все совершенно искренне, все совершенно от души, и в то же время от начала до конца одна сплошная игра — как и в жизни. Причем игра, по крайней мере со стороны Вероники, — не добрая и не честная. Почему? Чтобы ответить основательно, я предлагаю группе на рассмотрение еще одну, очень похожую на предыдущую ситуацию. Но — немного другую.
Уж не влюбился ли ты, дорогой?
— Я боюсь тебе говорить...
— Почему?
— Я боюсь, что ты будешь меня ревновать.
— А если не буду?
— Тогда я боюсь, что не будешь ревновать. Значит, ты меня не любишь...
Поговорили
Играть будут... Руку тянет Олег — пожалуйста, Олег, выходи, а вместо Вероники пригласим — Ольгу. Олег придвигает Ольге стул, берет ее руки в свои. Молодец.
— Олег и Ольга, вы семья, живете уже не первый год.
Тоже целуются, но почему-то без энтузиазма предыдущей пары.
Итак, Олег жену свою вообще-то любит, к дому и детям привязан, но тут на работе появилась новая сотрудница, Ирина, ваши глаза встретились, руки соприкоснулись... короче, Олег, ты увлекся.
У Олега глаза довольные, а Ирина только прикрывает свои длинные ресницы, такая загадочная, такая тихая, такая очаровательная... Простите, я, кажется, увлекся также.
У них — встречи, цветы, свежесть чувств и голубое небо...
Голос из зала: «Ишь, новизны захотел. Сделай дома ремонт — вот и будет тебе новизна!»
Ирина отвечала взаимностью, и скоро на работе это заметили многие. В результате чего очень скоро одна доброжелательница с работы не поленилась, позвонила жене Олега — Ольге, поставила ее в известность. Ольга не хотела верить, но... но очевидное не увидит только слепой. После того как она по наводке увидела их вместе в кафе, когда у Ирины были такие цветы, а у него такие глаза, последние сомнения исчезли... Ситуация ясна, вопрос жене: Ольга, начнешь ли разговор с мужем?
Долго думает. Говорить не хочется, и похоже, в первую очередь потому, что совершенно непонятно — что, собственно, ей говорить?
На всякий случай задает вопрос ведущему: «А у Олега с Ириной физическая близость была?» Пока ведущий думал, ответил сам Олег: «А вот это уже только наше дело!» Ирина, в свою очередь, поинтересовалась: «А это что-то радикально меняет?» Ольга сказала, что меняет, но, похоже, сама в этом уверена не была, хотя бы потому, что при любом раскладе что сейчас ей говорить Олегу — непонятно. Минута молчания, Ольга думает, потом решается. Итак:
— Я тебя сегодня видела с одной молодой особой. И не только я. И не только сегодня... Ты не хочешь мне ничего сказать?
Молодец, Ольга! По крайней мере, на прямые и сильные формулировки смелости хватило. Теперь, за кадром, вопрос мужу: Олег, если твоя жена просит объяснений, ты будешь отпираться или все расскажешь? Что и как? Олег, как ни странно, не мнется, рассказывать готов, хотя немного колеблется:
— А стоит? Может, лучше в непризнанку сыграть? То есть я не я, ее не знаю, и вообще мы о литературе беседовали.
Действительно, какая позиция мужчины больше устроит самих женщин? Хороший вопрос, тем более есть кому его задать. Соответственно вопрос женщинам: что бы предпочли вы?
Пока другие думают, Ольга набирает в грудь воздух и говорит твердо: «Я хочу слышать правду, какая бы жестокая она ни была!»
Да, только глаза у нее при этом жалобно просят: «А может, не стоит?»
Так или иначе, Олег рассказывать начинает. Рассказывает аккуратно, но глаза не прячет, напротив, на Ольгу смотрит даже с каким-то интересом: «А как воспримешь?»
— Ты знаешь, я не вполне разобрался в своих чувствах. Я ценю тебя, нашу семью, и, хотя о любви между нами сейчас говорить трудно, мне дорого то, что мы с тобой создали, и разбивать это не хочется. Но сейчас я встречаюсь с Ириной — мы познакомились у меня на работе, и меня к ней тянет. Я еще плохо знаю ее как человека, с трудом представляю с нею семейную жизнь — честно скажу, и думать в связи с ней об этом не хочется, но видеть я ее хочу. Может быть, это глупость, какое-то душевное заболевание, но пока это так. И я с ней — встречаюсь...
— Ты понимаешь, что все молоденькие девушки хотят быть привлекательными, пока идут романтические встречи, и становятся другими, когда начинается обычная жизнь?
— Да, я в курсе, все как у нас...
Ну что, жене стало легче? Нет, не стало. А что, действительно, она может?! Максимум, что может Ольга, это сказать ему: «Определяйся!», на что Олег ответит задумчиво: «Хорошо, я постараюсь...» — и, естественно, не будет торопиться это делать.
Почему? Потому что эта ситуация ему выгодна. Расклад ситуации понятен им обоим: он выбирает, с кем ему жить лучше — со старой женой Ольгой или с молоденькой девушкой Ирой, и сейчас он смотрит на поведение Ольги: достаточно ли хорошо она себя ведет, чтобы чаша весов склонилась в ее сторону. Сейчас его, одного мужчину, завоевывают две женщины — приятно! А как только он определится, эта лафа кончится, и та, с которой он останется, начнет его использовать. Он это понимает и поэтому определяться — не торопится. Как и в жизни.
Как дальше шла беседа? Оля попробовала было наехать на Олега, но он посмотрел на нее так осторожно-внимательно, что все девушки, окружающие наших игроков, стали ее ос-танавливать. Сразу вспомнились «Письма к Незнакомке» Андре Моруа, где соответствующая ситуация как раз рассматривалась и где дано множество мудрых советов, в том числе совет подружиться с соперницей и сделать ее подругой дома. А еще лучше, если Ирина начнет копошиться на кухне, тогда в дыму пельменей она быстро лишится для Олега всякого романтического ореола. Что касается Ольги, то ей ни в коем случае нельзя ругать Олега, а надо начать приятно улыбаться мужу и вообще следить за собой, своей внешностью и поведением.
Всю эту психологическую премудрость Ольга выслушивала довольно внимательно, хотя и выглядела ошарашенной. Тут же присутствующий Антон подвел итоги: «Я понял. Если надо повлиять на жену, самый эффективный метод, это — завести молоденькую любовницу и начать делать задумчивое лицо».
И я, наверное, с этим соглашусь. Я соглашусь с тем, что в этой ситуации Олег ведет себя как некоторая сволочь. Он не просто увлекся новой пассией, он использует преимущества ситуации и набирает очки в борьбе против жены.
Красивая загадка и некрасивая отгадка
А теперь — главное, вопрос на засыпку. Не могли бы вы объяснить, почему в этой игре, игре Олега и Ольги, на коне себя чувствует Олег, а в предыдущей игре, игре Володи и Вероники, хозяином положения оказывалась Вероника? Индивидуальные особенности личности? Тем более обратите внимание: в той, первой, игре за Володей случайная измена и угрозы семье — никакой, но его ситуация фиксируется картинкой, где он, маленький и виноватый, просит прощения перед гневной и властной женой. Тут же, если говорить о вине перед женой и семьей, Олег виноват по уши, а в розыгрыше оказывается, что хозяином положения оказывается он, а в затруднительной ситуации — как раз беспомощная жена... Парадокс?
Так вот: не ищите ответа на нее в технике игры, техника здесь ни при чем. Просто в каждой ситуации можно быть человеком, а можно сволочиться. И в первой ситуации использовала для этого повод Вероника: зная, что Володя из семьи уходить не будет, она использовала создавшуюся ситуацию и свои чувства, чтобы прижать его. Чтобы вызвать у него чувство вины и потом, видимо, плодотворно это чувство использовать.
Помните, тоже из фильма «Москва слезам не верит», диалог между шустрой социализированной Людой и совестливой Катей:
— А потом-то как, когда твой обман откроется?
— А потом я рожу ему ребенка, и он еще прощения у меня просить будет!
— За что?
— К тому времени будет за что!
Верно, так это и делается...
Я вовсе не хочу сказать, что ревность — не настоящее чувство и что измена переживается не всерьез. Я просто знаю, что и ревность, и переживания по поводу измены могут использоваться — и активно используются! — теми «любящими», которые в любви разрешают себе сволочиться.
И разгадка нашей загадки проста: повод наехать на мужей был в обеих ситуациях, но в первой ситуации Володя Веронику любил, то есть был от нее зависим, а Олег был душевно свободен и поэтому неуязвим. Соответственно Веронике сволочиться и набирать себе очки против Володи — было можно, а Ольге — нет. Ольга сделать это хотела, но побоялась, и правильно, потому что напоролась бы на сволочь еще большую, чем она: на любимого мужа Олега.
Если кто не понял, повторю еще раз. В одном собачнике жили две жены. У обеих в руках была палка, но один муж беспомощно сидел в углу, а другой был на просторе, мог уйти и мог вдарить ответно. Поэтому первая — Вероника — драться начала, а вторая — Ольга — гавкнула, но бить не осмелилась. За что и была мгновенно наказана: увидев, что Ольга его боится, Олег стал у нее перед носом размахивать дубиной своей. Вот и все.
Комментарии (4):
Человек переживает землетрясения, эпидемии, ужасы болезней и всякие мучения души, но на все времена для него самой мучительной была, есть и будет трагедия спальни. (Л. Толстой).
«Супружеская любовь сохраняется дольше благодаря щепотке ненависти» (Ж. Ростан). Т.е., пока есть что унижать – любовь жива. Таким образом, анально-генитальная природа полового влечения открывает возможность нанесения оскорбления другому мужчине самым ужасным способом – с помощью изменившей ему женщины. Если у женщины, как «хранительницы очага», основной мотив ревности – угроза потери опоры для семьи, то у мужчины, по себе знающего какими частями тела доминировал над его женщиной соперник, преобладает страх быть униженным вместе с ней. Для потерпевшего измена – это не просто «нарушение прав в сфере отношений между полами» (В. Шипов) и использование его собственности в качестве унитаза. Измена со стороны женщины, как жертвы «регулярного анального задействования» (Л. Андреас-Саломе), – это плевок не только во влагалище, но и в семейный очаг. Причем главная беда для потерпевшего не столько в том, откуда этот плевок исходит, хотя и это сверхоскорбительно, а в том, какого рода радость испытал оскорбитель, приложившийся к очагу самым грязным местом – промежностью. Беспомощная ярость потерпевшего усиливается также по причине того, что он осведомлен об этом двойном удовольствии соперника. «Позор и ревность потому причиняют нам такие муки, что в этих случаях тщеславие бессильно нам помочь» (Ф. Ларошфуко). Что касается покусителя на чужое добро, то он испытывает особое злорадство от надругательства сразу над двумя личностями.
Грязь ширинки оскорбителя – главная причина невменяемости ревнивца. Если бы мы «любили» не промежностью, а каким-то другим местом, то все было бы не столь катастрофично и «зеленоглазый монстр, который глумится над жертвой, перед тем, как съесть ее» (У. Шекспир), был бы достаточно безобиден.