Интеллигенция и элита (на примере фильма «Тот самый Мюнхгаузен»)
Материалы с синтоновского форума
Карл Мюнхаузен (О. Янковский): разумный, образованный, сообразительный, воспитанный - классический интеллигент.
В восприятии телезрителя – креативен: подвесил жаренную утку в дымоход, использовал новости вечерней газеты для демонстрации собственной «миротворческой» деятельности во внешней политике.
С точки зрения здравомыслящих местных жителей города – сумасшедший (утверждает, что вырастил дерево на голове оленя, а Софокл ему, видите ли, на своей рукописи дарственную надпись сделал (помните реакцию приехавшего к нему в замок Пастера – «Господи, куда я попал?!»).
А теперь начинается самое сложное для меня – подведение Мюнхаузена под характеристику интеллигента, представленную Алексеем, т.е. с точки зрения собственной, сомнительной сверхценности для общества.
Воспринимал ли Мюнхаузен самого себя - сверхценным для общества? Мое мнение - однозначно – да.
Во-первых – Мюнхаузен часто демонстрирует позицию интеллектуального превосходства, неуважения к общественному порядку (на вопрос Бургомистра в зале суда: «Почему так поздно?» - отвечает «Наоборот – рано. Не все глупости еще сказаны»).
На этой почве и не только – конфликт с «властями». Своим «ультиматумом» королю Англии и членам Британского Парламента спровоцировал беспорядки в городе – помните эпизод: стрельба, убегающий по улице люд и недоуменный возглас Герцога (Броневого): «Они что, газет не читают?! Война уже закончилась!».
Когда барону было предложено публично и письменно отказаться «от всего» (на луну - не летал, в уток через дымоход – не стрелял, дерево на голове оленя – не выращивал, 32 мая – не бывает, т.е. - все выдумал). Мюнхаузен «от всего» отказывается, - но как?! – «Я, барон Мюнхаузен - обыкновенный человек! – звучит, как начало романа…» Далее следует «самоубийство» - и во второй серии мы видим, что когда из барона «вынули» Мюнхаузена – он стал опустившимся, никчемным Мюллером, который к тому же, был вечно пьян, и от которого ко всем бедам сбежала жена (Марта).
Однако без Мюнхаузена город заскучал… И вторая серия начинается тирадой: «никто и никогда в этом мире не восполнит ту зияющую пропасть, которая возникла после ухода такого человека…». Его замок становится музеем, толпы экскурсантов знакомятся с «близкими друзьями» барона - Архимедом, Ньютоном, Шекспиром и другими гениями…
Вывод прост: мертвый (интеллигент) Мюнхаузен – это полезный обществу и властям (интеллигент) Мюнхаузен.
Теперь о сыне Мюнхаузена – Феофиле (Л. Ярмольник).
Он – типичный представитель «вшивой интеллигенции» по-Иеро, классический – по-Древнему, и вовсе «не интеллигент» - по-моему.
Если рассматривать Феофила по-Древнему – действительно видим: бесполезен для поддержания жизни общества; наделен моралью, подрывающую обороноспособность; наверняка потенциально брезглив, когда дело доходит до службы на благо общества; безответственен; поверхностно эрудирован (французским владеет, однако); готов (безответственно) критиковать в отношении результатов других (в частности, своего отца), наделен хорошими манерами (типа, воспитан), неспособен дать своим детям что-либо вообще (подразумевается).
Что мешает лично мне увидеть в Феофиле/Ярмольнике интеллигента? – Его поведение не совместимо с лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный: не додумался утку перед стельбой в дымоход подвесить, за волосы пытался себя поднять, опять же…
Однако в фильме есть еще один персонаж - Рамкопф (А.Абдулов). Являясь врагом главного героя, Рамкопф, тем не менее полезен обществу и городу. В отличие от Феофила - наделен здравомыслием (от дуэли отвертелся), некоторой смелостью (влез в окно замка барона средь бела дня). Непрестанно трудится на благо города и общества: совместно с «вдовой» барона издает полное собрание сочинений Мюнхаузена, организует открытие памятника, что прославило город и привлекло туристов. Занимается научной деятельностью: преподает студентам систему Мюнхаузена «поднятие самого себя за волосы вместе с конем". Короче, Рамкопф – типичный представитель «интеллигенции силы» по-Иеро.
А что касается элиты, то и Мюнхгаузен, и Рамкопф - элита этого города. А Феофил - нет, его элита своим не признает.