Цивилизация
Цивилизация (лат. civilis — государственный, гражданский) — в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать:
- одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени;
- этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству» (Морган);
- совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.
В риториках и полемиках публицистическо-пропагандистского уровня слово «цивилизация» обычно исполняет роль позитивного компонента конфликтной диады «Свои» — «Чужие» («Мы» — «Они»). Возникновение понятия «цивилизации» (близкое термину «культура») традиционно относимо к 18 в. (Французские философы-просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, — «цивилизованным». В отличие от немецкого и русского языков во французском — понятия «цивилизации» и «культура» жестко не разведены.) Именно осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу) и т.п. предопределило широкое распространение понятия «цивилизация». Доминирующими в 19—20 вв. явились трактовки цивилизации либо как таких замкнутых общественных организмов, к индивидуальной судьбе и взаимодействию которых правомерно редуцировать всемирную историю (Данилевский, Тойнби), либо как завершающего фазиса упадка в развитии любой когда-то целостной и органичной «культуры» (Шпенглер). Цивилизация — набор культурных программ («рабочих чертежей»), реализовавшийся в облике самодостаточного и уникального общественного организма. Культурные же программы задаются «метафизикой» цивилизации (глубочайшими истинами о природе Вселенной и о месте человека в ней и/или ее базовыми смыслами и ценностями. В этом контексте приоритетными могут выступать (Ч.У.Моррис — «Шесть образов жизни»):
- подчинение инстинктам и желаниям (цивилизация дионисийского типа);
- самоотречение ради личного покоя (цивилизация буддийского типа);
- самоочищение во имя духовных ценностей (ранняя христианская цивилизация);
- растворение личности в процедурах «газавата» (исламская цивилизация);
- покорение и реорганизация окружающей среды посредством науки и техники («Прометеевская», техногенная цивилизация) и т.д.