Мама, я боюсь чудовища!

07 августа 2014 г., 08:56

 

Фильм "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Пишет мама: "Когда я попыталась использовать метод "тайм-аут", я столкнулась с тем, что ребенок меня не слушается: на стуле не сидит, а когда я попробовала закрыть его в комнате, чтобы он там успокоился, у него возникли страхи. Я ему сказала, что в качестве наказания он будет сидеть в комнате, пока не успокоится, но ребенок боится туда идти: он не плачет, но когда я говорю - иди поиграй сам в комнату, он отказывается, говорит, что там чудовище... Все происходит днем, в комнате светло, но ребенок боится, и это происходит уже пару лет. Меня это волнует". 

Читайте внимательно, что пишет мама: 

ребенок ей говорит, что он боится, а мама ему верит и его страхов - боится. 

Фильм "Майор Пэйн"

Перспективы? Если ребенок видит, что на маму его рассказы действуют, он будет бояться дальше. И чаще. И больше.

А можно ли действовать по другому? Я поговорил со своими детьми (разного возраста), мы придумали следующие варианты.

Вариант раз

"Там чудовище? Здорово! Жалко, что я его там не видел. У меня к тебе просьба: возьми мой айфон и сфотографируй мне его. Умеешь фотографировать айфоном? нет? Давай научу! .... А теперь беги, пофоткай что у тебя в комнате интересного. Как появится чудовище, обязательно его сфотографируй и покажи мне!" Скорее всего, это закончится тем, что ребенок нащелкает много фоток, но чудовища в этот раз не будет. Тогда договариваемся: "Наверное, чудовище боится фотографирования. Если увидишь его еще раз, быстро беги ко мне, я дам тебе айфон, ты с ним тогда разберешься".

Вариант два

"Чудовище появляется в комнате именно потому, что ты его боишься. И если будешь бояться его и дальше, оно будет появляться еще чаще, и может поселиться и в других комнатах. Но если ты его не будешь бояться, оно испугается и убежит. Я могу войти в комнату вместе с тобой, чтобы ты громко и уверенно сказал: "Чудовище, я тебя не боюсь!" После этого чудовище исчезнет".

Вариант три

Страшное чудовище? Ты сильно его боишься? Это нормально, маленькие дети часто боятся больших чудовищ. Но у меня есть волшебное средство против страшных чудовищ, и оно может помочь и тебе? Хочешь? (Да!) Тогда неси свой альбом для рисования и цветные карандаши. Задание первое: нарисуй свое страшное чудовище. (рисует) - Отлично! А теперь нам нужно это чудовище перерисовать, чтобы оно стало не страшным, а домашним или смешным. Помнишь, об этом рассказывали в фильме о Гарри Поттере? Там тоже из шкафа появлялись страшные чудовища, как раз те, которых ребенок боялся. Но если его не бояться и сделать его смешным, чудище исчезает. Я предложу тебе на другом листке нарисовать дом, рядом с ним конуру, где будет жить наше домашнее чудовище, а еще к нему пририсовать голубые бантики, воздушные шарики на хвосте и красную шляпу на его голове. Тогда это станет самое веселое домашнее чудовище!

Вариант четыре

"Ты боишься чудовища? Безобразие какое... Ты же мальчик, мужчина, а мужчины бояться не должны. Мужчина должен быть умным и смелым, его должны всякие чудовища бояться!" После этого вооружить мальчика саблей и пистолетом, чтобы он победил Чудовище. И, главное, выучить с ним волшебную боевую считалку:

Если ты сидишь в углу, я воткну в тебя иглу!
Коль залез ты под кровать, буду я в тебя стрелять!

Вариант пять

"Чудовище? Конечно, это же я посадила его в твой шкаф. И если ты не будешь меня слушаться, я его оттуда выпущу. Я, когда сердита, еще и не то могу сделать! Поэтому пока иди в комнату, играй и не серди меня. Если сегодня будешь вести себя хорошо, я чудовище из твоего шкафа прогоню. Договорились?"

Этот вариант был предложен самими детьми и понравился им больше всего, к ужасу всех присутствующих взрослых.

Вариант шесть

​Для более детей с пяти лет можно вести уже более взрослые разговоры. "Скажи, а как мне понять, ты вправду видел там чудовище или просто придумал его?" - Я видел его, правду видел! - "Хорошо, может быть. А может и не быть. Вот предположим пошел ты гулять, играешь с Борькой, он у тебя взял твой трансформер ненадолго, а потом говорит тебе, что к нему прилетело чудовище и трансформер забрало на небо. Ты ему поверишь? Наверное, не очень. Если это чудовище кто-то еще видел, Боре можно поверить. А если его никто больше не видел, то наверное Борька фантазирует. А ты что думаешь?"

Комментарии (5):

Гость, 07 августа 2014 г., 17:12
Здорово! Варианты беспроигрышные-)) Я такой вариант своему ребенку озвучила- чудовище, которое у нас завелось, доброе и оно любит детей. Ты даже можешь с ним поиграть и сам увидишь. Теперь ходит в комнату со мной сначала, но я могу его оставить и он играет спокойно один, а если опять про чудовище вспоминает, то я напоминаю про доброе чудовище-)
Гость, 10 августа 2014 г., 11:39
Вариант 5 просто убивает детскую психику. Ребенок продолжает генерировать свой страх и перестает доверять родителям. Вариант 4 - ребенка нельзя ругать за страхи, иначе ребенок, которого стыдят, спрячет этот страх глубоко во внутрь и это породит новую проблему личности. Не могу поверить, что это рекомендации настоящих психологов. На мой взгяд, самый оптимальный вариант 3, но работает не для всех детей.
1 ответ
Максим Соколов, 10 августа 2014 г., 12:08
Коллега, с чего вы взяли? Мы проверяли эти варианты, они работают, дети довольны. А вы основываетесь на какой практике или на каких научных исследованиях?
1 ответ
Гость№2, 23 сентября 2014 г., 21:26
Вспоминая свое детство, я бы испугалась варианта №5.
студент, 19 августа 2014 г., 12:13
С пятым вариантом всё понятно, дети говорили языком своих родителей, и я думаю, ужаснулись те родители, которые это поняли. Как говорит моя дочь 16-лет: "Аллилуйя!", т.е. до них дошло.

Материалы по теме:

Картинка к "Детские страхи"
01 янв. 2006 г.
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Важно: детские страхи - это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как "страшное". Кроме того, в каждом страхе есть и записанная реакция, алгоритм внутреннего поведения.
1Подробнее →
Картинка к "Как реагировать на детские страхи"
01 окт. 2022 г.
Важно учесть, что у мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому серьезно и начать с ним работать. Женщины обычно обращают внимание на чувства ребенка и в малой степени занимаются поведением ребенка, предполагая, что поведение ребенка проистекает из его чувств. Для женщин естественно поговорить с ребенком о его чувствах, чтобы ребенок рассказал о своих страхах, и на этом рассказе показать ребенку, что он достаточно защищен, что бояться нормально, но не в такой степени.
Картинка к "Как снимать детские страхи"
01 янв. 2010 г.
У мужчин и женщин разные подходы к страхами у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать.
Картинка к "Как стеснительная Верочка строит взрослых"
31 дек. 2009 г.
Пока не покажут — не увидишь. Пока мне Берн не под­сказал, что каждый ребенок является Профессором Психологии, я пребывал в расхожем мнении, что я умный, а ребенок — это ребенок. А как же иначе? Ведь если мы с возрастом умнеем, а все равно умные не очень, значит, в детстве — мы совсем глупенькие. Логично? Все логично, но, похоже, в жизни все не так, и начинаешь это видеть с того момента, как только спокойно взглянешь на ребенка — любого маленького ребенка! — и увидишь в нем Гения Общения. Только приглядись — без предубеждения и сюсюканья: "Ах, маленький!", и ты увидишь, какой это психолог-виртуоз, как он тонко и свободно обрабатывает ситуацию, делая ее такой, какая устраивает его.
Картинка к "Перерыв в общении с ребенком: успокаивающий тайм-аут"
03 авг. 2014 г.
Иногда дети нас не слушаются, и их приходится наказывать. Тайм-аут - это один из гуманных вариантов наказания, реально - это прерывание контакта с ребенком в воспитательных целях. Вариантов тайм-аута множество, но обычно, наказывая в этом стиле, вы оставляете ребенка на короткий промежуток времени в одиночестве, перестаете общаться с ним сами или лишаете его общения с теми, с кем он развлекался. Конечно, для нормального ребенка это не жестокое, но все-таки наказание.;;
Картинка к "Страх спать без света или одному"
01 окт. 2022 г.
У моей знакомой ребенок жил летом в деревне у бабушки. Комната в доме была одна большая, бабушка ложилась спать рядом с внуком. Когда пятилетнего мальчика привезли домой, он наотрез отказывался спать один в своей комнате, говорил что ему страшно, хотя до поездки в деревню спокойно спал один. В очередной раз, когда мальчик начал канючить, что не пойдет спать один в свою комнату, только с мамой, она спросила его серьезно "Что изменилось, раньше ты спокойно спал один?". Ребенок сказал, что во всем виноваты страшные мультики, которые он смотрит, они пугают его. "Теперь все понятно, мы просто не смотрим мультики, да?" - сказала моя знакомая, ребенок задумался и попросил маму поспать с ним последний раз. На этом история закончилась, потому что на следующий день мальчик спокойно ушел спать один в свою комнату.