Ключи конкретных эмоций – дополнение
Автор: Марина Шмыкова, психолог
Университет практической психологии
На 2-й ноябрьской сессии предлагалось отработать ряд сложных эмоций. При отработке упражнения возникло ряд интересных идей, которые я решила собрать воедино в таблицу (ниже), дополнив картинками и комментариями.
В качестве иллюстраций добавлены кадры из популярных художественных фильмов.
№ | Эмоция | Образ | Жест \ Поза | Внутренний диалог | Музыка | Комментарий |
1 |
Спокойная стойка на мягких коленях, руки по бокам, спина прямая, взгляд сосредоточен, цепок, уголки губ в легкой полуулыбке |
Характер — нордический, твердый. С друзьями — ровен и общителен. Отличный семьянин; связей, порочивших его, не имел. В работе зарекомендовал себя незаменимым мастером своего дела |
Поле, русское поле… (Ян Френкель) |
Состояние спокойного присутствия, внутренний стержень, ощущение достаточного количества ресурсов, контроля над ситуацией, тело свободно от зажимов, движение и действие из этой точки может быть любым | ||
2 |
Трошкин[1] |
Сдержанная улыбка и грустный взгляд, руки могут быть скрещены на затылке, тело откинуто назад, возможно голова чуть наклонена налево |
А вот у нас на фронте случай был… |
Ах, не вините меня в том, Что опоздал чуть-чуть. Гроздья рябины под окном Мне не дают никак уснуть. Гроздья рябины под окном Мне не дают никак уснуть («Посвящение Булату Окуджаве», Розенбаум) |
Оттенок воспоминания события, которое радовало в прошлом, но сейчас безвозвратно утрачено; Наблюдение пожилого за детьми – примесь нежности и умиления | |
3 |
Иван Грозный[2] слушает В.Высоцкого |
Голова склонена, глаза закрыты ладонью, вторая рука сжата в кулак, спина сутулая, возможен вариант, обе руки обхватывают голову, глаза зажмурены или взгляд застывший отсутствующий |
Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю Я коней своих ногайкою стегаю, погоняю. Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю, Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю. |
Эх, ребята, все не так, все не так, ребята… (Высоцкий) |
Состояние внутреннего надлома, пронзительная боль в центре груди, внимание обращено внутрь или к воображаемому оппоненту | |
4 |
Иван Грозный2 |
Подбородок поднят, взгляд сверху вниз, спина прямая, тело без напряжения |
Ты чьих будешь, холоп? Я проходил с ней сцену, истеричка! Это моя профессиональная обязанность. Profession de foi! |
Сняла решительно пиджак наброшенный, казаться гордою хватило сил… |
Превосходство в спокойном контроле над ситуацией, внимание, расслабленное состояние, пристройка сверху | |
№ | Эмоция | Образ | Жест \ Поза | Внутренний диалог | Музыка | Комментарий |
5 |
Александр II[3] Крестный отец[4] Принцесса Анна[5] |
Подбородок прямо, расфокусированный прямо, спина прямая, тело без напряжения, ощущение короны на голове |
Я разрешаю вам говорить Как челобитную царю подаёшь?! |
Гимн, торжественный марш |
Атмосфера аудиенции, сохранение дистанции, некоторой психологической отстраненности | |
6 |
Иван Грозный на балконе «Лепота!»; Бездомный ловит пух, летящий над городом[6] |
Любование, детское расслабленное выражение лица, поза расслаблена, легкость в теле |
Красота-то какая! Лепота! |
Давайте говорить друг другу комплименты (Б.Окуджава) |
Радость без особой видимой причины, радость от окружающей действительности | |
7 |
Якин на коленях Милославский обращается к царю |
Пристройка снизу, поза на коленях или в поклоне, взгляд снизу, проситель удерживает руку покровителя |
Не вели казнить, великий государь! Вели слово молвить! |
Миленький ты мой, возьми меня с собой… |
То, о чем просит, очень важно для просящего – на кону жизнь (как пример!), умолять, просительный взгляд, позиция ниже, чем у благодетеля | |
8 |
Месье Буонасье[7] |
Кулаки сжаты, возможно, сжимается предмет, губы поджаты, решимость во взгляде - прищур, тело напряжено, колени жесткие |
Лети, лети, голубок, а мы тебе крылышки подрежем… |
А я не хочу, не хочу по расчету, а я по любви, по любви хочу! |
Упорство – продолжение попытки после встречи с препятствием, мотив – злость, добавляет драматизм | |
9 |
Марья Искусница[8] |
Мышцы лица расслаблены, рука безвольно висят, тело расслаблено, апатия, вялость |
Что воля, что неволя…все одно |
Мне все равно, страдать иль наслаждаться. К страданьям я привыкла уж давно, готова плакать и смеяться – мне все равно, мне все равно… (романс) |
Состояние полной отрешенности – спокойное отсутствие, взгляд потух | |
10 |
Нежность и благодарность |
Тося в заключительной сцене9 |
Движение рук от сердца или одна рука прижата к сердцу, корпус слегка наклонен к оппоненту, взгляд мягкий, открытая улыбка |
Я папку вспомнила, вот не дожил он до этих дней… |
Опустела без тебя Земля, как мне несколько часов прожить… |
Может быть выражена по-разному, в зависимости от пола, темперамента, ситуации |
11 |
Илья Ковригин[9] |
Нижняя губа оттопырена, взгляд исподлобья, вполоборота – так, чтобы обида была видна, скрытое непрерывное наблюдение за обидчиком |
Ходят тут всякие, а потом у меня ложки пропадают! |
Не подходи ко мне, я обиделась, я обиделась, раз и навсегда! (кабаре дуэт Академия) |
Обида явная, но проявляется с целью игры, обязательна готовность простить | |
№ | Эмоция | Образ | Жест \ Поза | Внутренний диалог | Музыка | Комментарий |
12 |
Иван Васильевич Бунша2 |
Кулаки сжаты, губы поджаты, глаза с презрительным прищуром, тело готово к броску или удару, напряжено |
— ВООООН!!! Пусть канает отсюда, а то я ему рога поотшибаю, пасть порву, моргалы выколю. Всю жизнь работать на лекарства будешь! Сарделька, сосиска, Навохудоносор, петух гамбургской!1 |
Танец с саблями, комп. Хачатурян |
Точка кипения, может выражаться ярко и агрессивно, может – холодно, со стальным взглядом и голосом. Во втором варианте воздействие на оппонента значительно серьезнее | |
13 |
Катерина[10] Василий Алибабаевич1 |
Важно иметь образ мечты перед глазами (любимое место, реализация проекта, любимый человек), взгляд вверх, руки сцеплены, подняты на уровень груди, голова чуть вверх, корпус слегка наклонен вперед |
Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?10 А в тюрьме сейчас ужин… макароны…1 |
Ты да я, да мы с тобой… Ты да я, да мы с тобой… Землю обойдём, потом махнём на Марс. Может у оранжевой речки Там сидят грустят человечки Потому, что слишком долго нету нас (детская песенка) |
Обязательное условие – работа воображения, перед мысленным образом предстает картина, вдохновляющая, радующая глаз, переносящая в приятное место, в общество любимого человека | |
14 |
Василий Алибабаевич1 Иван Грозный2 |
Подбородок вниз, взгляд с прищуром, чуть исподлобья, Возможно, осуждающее покачивание головой, руки либо в закрытой позе, либо махнуть рукой |
Жалко, такой хороший женщин, а отец – барыга, спекулянт...1 — Будь я вашей женой, я бы тоже уехала. — Если бы вы были моей женой, я бы повесился! |
Ты пропил горы золотые и реки полные вина (последний куплет) |
Внутреннее состояние негатива к оппоненту, собственного превосходства | |
15 |
Иван Грозный2 |
Тяжесть в теле, мышцы лица устало потяжелевшие, глаза могут быть закрыты |
Оставь меня, старушка, я в печали… |
Эх, дубинушка, ухнем! |
Желание отделаться, не говорить, уединиться, расслабить тело для того, чтобы сбросить напряжение в теле | |
16 |
Игра в шахматы с профессором1 Иван Грозный2 |
Рука придерживает подбородок или потирает нос, вторая рука, может быть в закрытой позе, взгляд сосредоточен |
Бориску на царство?! Ой не похож, ой халтура! |
Часто критическое размышление не сопровождается репликой, так как идет внутренний диалог обдумывания вариантов решения задачи | ||
17 |
Оля Добкина и Оля Бобкина[11] |
Корпус наклонен вперед, носом тянемся к предмету внимания, глаза широко открыты, Голова чуть наклонена влево, возможно, рот чуть приоткрыт, губы расслаблены |
А он, а ты? А она? (пересказ сплетни) - Так с ее помощью можно любую стену убрать… — А, что, Феденька, войны сейчас никакой нет? |
А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо |
Важно, эффект задержки дыхания – в первый момент, затем дыхание становится глубже | |
№ | Эмоция | Образ | Жест \ Поза | Внутренний диалог | Музыка | Комментарий |
18 |
Взгляд искоса, улыбка ехидная, спина чуть сгорблена, в теле изгиб, выверт, руки суетно что-то перебирают |
Алё, милиция? Это говорит сегодняшний обокраденный Шпак… а я не по поводу кражи, — у нас здесь дело почище — инженер Тимофеев в свою квартиру живого царя призвал!.. Я непьющий… С кинжалом! Холодное оружие… Даю честное благородное слово… Жду. |
Ему покажешь медный грош и делай с ним (Лиса Алиса и кот Базилио)[12] |
Эмоция предполагает наличие известной для переживающего информации, которая важна, но неизвестна второму лицу | ||
19 |
Шариков[13] Троица – Трус, Балбес, Бывалый[14] |
Поза – развалясь в кресле или на диване, расслабленное лицо, взгляд расфокусирован, возможно, перед тем, как закурить или что-то съесть, потирание рук |
— Что-то вы меня больно утесняете, папаша. (Шариков) У меня одна корова была, а теперь у меня две коровы будет, теперь я вдвое счастливей стану (Матроскин) - Жить хорошо! – А хорошо жить – еще лучше! |
Цыганочка с выходом[15] |
Тело расслаблено, уверенность зашкаливает, самолюбование, ощущение удовольствие, возможны покрякивания, потирания рук | |
20 |
Остап Бендер[16] |
Легкая ухмылка, смеющийся взгляд, рука делает легкий жест, указывающий, но не утверждающий, легкость в теле, прямая спина, готовность к повороту или к любому другому движению, внутренняя собранность, уверенность и благожелательность |
А может, тебе еще и ключ от квартиры, где деньги лежат? |
Какая прелесть – мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь… |
Насмешливость имеет несколько стадий, от легкой иронии до сарказма, выражается степенью отрешенности во взгляде и теплотой улыбки 9от легкой полуулыбки до саркастической гримасы) |
Таблица эмоций
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
[1] х\ф «Джентельмены удачи», реж. Данелия
[2] х\ф «Иван Васильевич меняет профессию», реж. Гайдай
[3] х\ф «Сибирский цирюльник», реж. Михалков
[4] х\ф «Крестный отец», реж. Френсис Форд Коппола
[5] х\ф «Римские каникулы», реж. Уильям Уайлер
[6] х\ф «Амокорд», реж. Филлини
[7] х\ф «д’Артаньян и три мушкетёра», реж. Георгием Юнгвальд-Хилькевичем
[8] х\ф «Марья Искусница», реж. Александр Роу
[9] х\ф «Девчата», реж. Юрий Чулюкин
[10] х\ф «Гроза», реж. Владимир Петров
[11] х\ф «Каникулы Петрова и Васечкина», реж. Владимир Алеников
[12] х\ф «Буратино», реж. Леонид Нечаев
[13] х\ф «Собачье сердце», реж. Владимир Бортко
[14] х\ф «Кавказская пленница», реж. Л. Гайдай
[15] х\ф «Аты-баты шли солдаты», реж. Л. Быков
[16] х\ф «12 стульев», реж. Марк Захаров