Российский менталитет
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Российский менталитет — это преобладающие у россиян схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать. Если у нас народ спивается целыми деревнями и нравственное состояние современного российского общества оценивается как моральная деградация, любовь к России будет в том, чтобы, видя все это, ставить конкретные задачи повышения российской культуры.
Сегодня нравственность России в глубоком упадке, но это характеристика не российского менталитета вообще, а того конкретного состояния, куда Россия упала в 90-е годы XX века.
А.В. Юревич пишет: «Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему «травмировано хаосом»». «Без всякого преувеличения можно сказать, что сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории».
Из этой ямы давно пора вылезать, и именно для этого давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?
Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности (privacy) и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей. Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа. Здесь же — неприятие «стукачей».
Для русских людей личные и дружеские отношения важнее законов и правил: другу мы готовы простить то, что никогда не простим постороннему.
Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия. «Источник добра в русской ментальности — община, сегодня — это близкие и друзья (Gemeinschaft), а зло проецируется на государство в образе чиновничества (ранее — барина, городового и т. п.); способ действий — «всё образуется», а торжество добра мы мыслим несомненным, но… в будущем («не мы, так наши дети…»)», — пишут социологи.
Стремление жить по правде — похоже, уникальная особенность русских людей. За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием. А русские люди хотят жить по Правде, которая должна пониматься сердцем. Правда выше законов и договоренностей, она выше обычной разумности, тем более что в выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность.
В российском менталитете целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.
Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны».
Мы ответили на этот комментарий так: «Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, «без головы»? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях — в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример».
Российское — не любовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
Российский негативизм кто-то из исследователей квалифицирует как особенность менталитета, кто-то осторожнее как недостаток воспитанности, но не отметить его невозможно. К сожалению, воспитание воспитанности после революции 1917 года было не в чести, и последствия этого заметны до сих пор. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. «Дежурная улыбка» имеет негативную коннотацию. Исследователи называют это «феноменом бытовой неулыбчивости». «Улыбка обслуживающего персонала при исполнении служебных обязанностей в России отсутствовала всегда — приказчики, продавцы, официанты, слуги были вежливы, предупредительны, но не улыбались». «В русском языке есть уникальная поговорка, отсутствующая в других языках «Смех без причины — признак дурачины». Логику этой поговорки не могут понять люди с западным мышлением».
Можно только обратиться за помощью — тут скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!
Русские люди ценят честность. Честность ценится как уважение к выполнению договоренностей, но еще более русским человеком ценится другая сторона честности, а именно готовность в спорной ситуации покаястья, признать свою вину — и одновременно так же прямо, нелицеприятно обвинить другого. Негативизм русского менталитета проявляется также в склонности критиковать и видеть плохое как в других, так и в себе. Большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. Заниматься самоедством — естественно и привычно, а тот, кто говорит о своих достоинствах — он бахвалится, это глупо и некрасиво.
В коучинговой практике: быстро назвать свои 50 недостатков — с этим заданием большинство справляются без труда. А быстро и убедительно перечислить 50 своих достоинств, рассказать за что человек себя любит и уважает — как-то гораздо труднее. Людям говорить об этом неловко, думать об этом непривычно.
Любовь к спорам. «В русском общении (источник Книга «Русские: особенности национального общения». Авторы Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин) традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения». «Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы». При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром. Характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
Интересное исследование «Чему учит сказка.docx» (о российской ментальности), автор Н.В. Латова, аспирантка ИС РАН.
Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.
Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать. Россияне, если уж хотят давать деньги, то исключительно на одного больного, ну, то есть, на одного ребенка, и желательно больного, самого больного, желательно неизлечимого смертельно. А если ребенок не умрет, то давать деньги на реабилитацию ребенка после болезни никто уже не хочет. Чувство жалости уже не работает, а понимания благотворительности в российском менталитете сегодня нет. Сейчас мы находимся на 123-м месте в мире из 135-ти изученных стран в рейтинге благотворительности, и ни одна из стран бывшего Советского Союза не находится ниже нас в этом рейтинге. 76% населения нашей страны не жертвовали никому никогда и даже не задумывались об этом. Социальная ответственность компании, то есть занимается конкретная компания благотворительностью или нет, для россиян не важна, а к тем, кто все-таки занимаются благотворительностью, окружающие смотрят с недоверием: 40% убеждены, что благотворительность делается ради рекламы, осуждают тех, кто рассказывает о своей благотворительной деятельности и настаивают, что благотворительность должны происходить только тайно. С другой стороны, последние годы сборы на благотворительность серьезно растут (до 50% в год), но преимущественно за счет среднего бизнеса.
Тотальный негативизм россиян, их взаимное недоверие и привычка «жить чувством» — похоже, одни из самых проблемных черт российского менталитета. А вот то, что в современной России (в отличие от последних веяний в западных обществах) отрицательно относятся к геям и лесбиянкам, едва ли нужно оценивать как отсталость россиян, возможно, как раз в этом наша сила и наш потенциал духовного здоровья.
В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны, в том числе собственными усилиями создав полностью некоммерческий портал Психологос — самый популярный психологический портал России. На Психологосе врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну. Как нам позицию Жертвы менять на позицию Автора, чтобы, не ссылаясь на обстоятельства, каждому брать ответственность за свою жизнь; как учить себя порядку и дисциплине, уважению к собственности и просто чужому мнению, как прекратить пить и начать заботиться о своем здоровье, как внутреннюю тоску менять на внутреннее Солнышко и искреннюю улыбку... Справимся, друзья?
Литература
- Русские: коммуникативное поведение. Ю.Е. Прохоров, И.А.Стернин. Москва, Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 2006
- Нравственное состояние современного российского общества. Член-корр. РАН А.В. Юревич. Скачать статью полностью.
- Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Комментарии (144):
Не отрицай истории. А то выйдет, как на Украине.
Все точно.
Со статьёй согласен - всё так и есть! К грязи и нечистоплотности, это не везде и так кто-то сделал, например, Норильск, - хамство, агрессия, зашкаливающая ненависть и зависть - это нормально, как в детстве игрушки воровать, да, но вспомните, где живут люди - крайний север, погодные условия, Норникель всё убил живое, преимущественно регион гулаг, отдалённость региона, всё это тоже играет роль, да и сейчас многие говорят, что город изменился за последние 10 лет, но и плюс азербайджанская диаспора. Республика Дагестан, тоже Россия? Да, там грязно в Махачкале, но проблема не в людях, а куда бросить мусор, если все урны переполнены уже в час дня? Правильно, рядом поставить и ведь идёшь с утра - убираются улицы начисто, но вот только не вывозится во время - внимание вопрос, кто виноват? А я вам отвечу - 49 национальностей, которые тащат каждый для себя, и национализм, который всех-всех над всеми ставит ниже - они своего правителя пленили, хотя тот просто понял, что воевать бесполезно, да и нечем уже (из книги имам Шамиль), считается что если ты аварец, то ты самый тупой, а люди умные они, аварцы, всех больше с нами воевали. В Дагестан приехал русский, так они говорят, а значит умный человек, потому, что салам (взятка) кидают везде. Севастополь (Крым) при Украине и при России - две разные республики, там грязно не было, там всё разваливалось, а сейчас? Там также чисто, только начали заниматься инфраструктурой. В общем скажу, так много где бывал, сам с Архангельской области г. Северодвинска (если, что с родины Ломоносова) у нас чисто в городе! В общем, всё относительно в этой жизни, и вспомните себя молодыми, хрен что докажешь))) но есть много молодёжи, которая чего-то делает, старается! В общем-то это и есть, то что мы сами произвели на свет!!! Всё моё мнение не больше!
Про любовь к грязи и нечистоплотность - это что-то новое. Вы, наверное, с какими-то маргиналами общаетесь, раз так думаете. Русские - одна из самых чистоплотных наций в мире. Как-то читала, что даже немцы во время войны удивлялись чистоплотности людей в сёлах и деревнях, несмотря на то, что люди тогда жили небогато. А про хамство и агрессивность, это верно. Особенно среди молодёжи.
Я согласен, у них другое отношение к личности. Вот только оно уважительное, когда это выгодно. Вернёмся к Украине, у них, по сути, в стране 2 разных менталитета, западная и восточная части жили при разных режимах, воспитывались долгое время различными культурами, и где у них что-то лучшее чем у нас не совсем понятно. У каждого народа есть нравственные качества, которые стоит улучшать, везде есть свои грешники и праведники.
Странно: вернулась из Франции домой в Питер, как из джунглей в цивилизацию. Правда прожила я там 3 года, а не как турист, поэтому и хапнула гору впечатлений.
Т.е., по твоему, человеку нужно всегда соглашаться, с отличающейся от его собственной точкой зрения, лишь бы такой как ты, не обвинил его в негативизме и любви к спорам? Но тогда можно сделать вывод, что ты действуешь по принципу "не высовывайся"...
На социологических наблюдениях.
Уметь зарабатывать, хм.. Настоящее определение, как никогда сильно расставляет правильные акценты на особенности мышления русского человека. Зарабатывать – это не специальный навык. Мочь иметь профессиональное образование и сноровку, которая позволяет человеку заниматься социально значимым предприятием. А избитая фраза «уметь зарабатывать» отсылает нас на безразличие в выборе способа извлечения материальной выгоды в контексте разрушительного противопоставления содержания трудовой деятельности нормам общественной морали, религиозным канонам, требованиям законодательства. В России человек, которого лишили заработной платы по мотивам личной неприязни руководителя к подчиненному, под предлогом ненадлежащего исполнения служебных обязанностей и пр. не вызывает к себе никакого сочувствия. Работодателю, который злоупотребил своим положением неосновательно, обогатился, вследствие невыплаты причитающейся заработной платы – честь и хвала. Как, простите, это соотносится с тривиальными суждениями обывателей: «сам во всем виноват» Каждый человек – сам хозяин своей судьбы и тому подобное. Русские не уважают ни себя, ни других. Нас натаскивают на принятие того, что предоставление рабочего места само по себе предполагает необходимость отблагодарить барина своим дозволением унижать честь и достоинства, ибо на меня работаешь, с моей руки кормишься и мне принадлежишь, как вещь... тварь бесправная и безропотная, а власть имущий вправе решать быть мне или не быть, в противном случае, без его подаяния, ноги протянешь.. Слово «славянин» происходит от латинского «slave» что означает «раб». Можно в две смены на заводе горбатиться и помирать от голода. Кто против – езжайте, кто вам мешает!? Все те, кто могут покинуть это убожество – давно рванули за кордон. Оставшиеся малоимущие, которые самолеты только в голубом экране видели, и эксплуататоры трудящихся, которые заинтересованы в инерционности мышления народонаселения, пожимают плоды тотального произвола и пассивности к сопротивлению.
Интересное наблюдение.
Полностью согласна с автором, и могу добавить от себя, что мы часто прикрываемся нашей историей, в те времена мы действительно великий народ. Но сейчас мы апатичны, ленивы, действительно ждём, когда нам подадут на блюдечке. А это не правильно, всё привыкли делать из-под пинка и в последний момент. Нужно развивать силу воли в себе и помнить, что начинать всегда сложнее, чем продолжать. Не зря говорится: "Человек сам кузнец своего счастья". Никто не виноват в твоих проблемах больше, чем ты сам.
Россияне - разные. Есть крестьяне, есть горожане, и культуры их разные. В крестьянском мире любви к халяве не было, бабушки и родители прививали меня к честному труду. Учили преодолевать трудности. Воровство не было присуще советским людям, оно родилось как ответ на пустые магазины. Думаю, оно будет сходить на нет, поскольку сейчас все без воровства доступно, тем более везде видеокамеры стоят. Что касается мздоимства или нетрудовых доходов, то это во многом из-за неуверенности за завтрашний день. С этим у нас общая беда. Ибо если нет ощущения стабильности, если каждый из нас легко может стать нищим и оказаться на улице, заболеть и не получить медицинской помощи, попасть в тюрьму и суд тебя не защитит, то становится актуальным лозунг: ешь и пей сегодня. Да?
В Советском Союзе с 60-х годов, а то и раньше, с работы несли все и все, что можно было вынести. От рабочего до директора. Чем выше должность, тем больше пользовались. До пустых магазинов было еще очень далеко.
А еще русский человек бедный на скидки. Обрызет все, в поисках скидки и выгодной покупки. И долго будет радоваться и все рассказывать, как сэкономил. А если купит вещь, а на следующий день узнает, что эту же вещь можно было купить дешевле, побежит или сдавать обратно в магазин, или будет весь день на себя злиться и ругать себя, что переплатил.
Не только русский. Это называется прагматизм.
Не люблю любые рассуждения на тему "вокруг все плохие, делают не так как надо, а надо вот как ...". Или "здесь не цениться забота о здоровье и т.д." - что за диктатура мировоззрения? Каджый/ая сам/а решает что ему/ей ценить. По мне, так это завуалированная попытка вознести себя над окружением. Вдобавок, на мой взгляд, любое качество в первую очередь, зависит от человека - не у всех "тотальный негативизм/любовь к спорам" к примеру. А если эти качества и присущи к кому-то, то такие люди встречаются и тут и "там". Так же как и к каждому/ой можно найти подход при желании - все мы люди.
Хорошая заметка.