Задача воспитать детей, которые воспитают детей, которые...

01 февраля 2013 г. в 13:57

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Какие люди вызывают наше восхищение? Живые и мыслящие, умелые и трудолюбивые, порядочные и ответственные, с развитой индивидуальностью и свободно выбирающие свой путь, умеющие радоваться жизни и просто счастливые - наверное, именно такими мы всегда хотим быть сами, такими мы хотим видеть наших детей. Наш идеал - человек развитый и успешный, знающий что он хочет и умеющий этого добиваться, человек-личность.

Да?

На мой взгляд, этого определенно мало. Человеческая жизнь здесь только начинается.

Такое описание жизни - это описание человека, живущего на уровне первой позиции восприятия. Ура, до первой позиции ты дожил. Личность появилась, а ты других личностей видишь? Ты их чувствуешь? Уважаешь? Они для тебя люди или только ты у нас такой единственный с личной позицией? Хватает ли у тебя мудрости, силы и культуры думать о перспективах? Знать не только свою историю, но думать и об истории будущего? Думать о многих людях в будущем? Что ты делаешь для той, будущей жизни, как ты её строишь? А дети твои кем станут? А правнуки?

Почему об этом стоит думать обязательно?


Я хочу рассказать вам о Японии. Япония - удивительная страна воспитанных и трудолюбивых людей. В сравнении с россиянами они живут настолько по-другому, собрано и деловито, что многие жители Сахалина и Камчатки, с которыми я разговаривал, считают их инопланетянами. Но Япония такой была не всегда, взлет Японии случился после второй мировой войны, после ее полного разгрома. Это была нищая, разбомбленная, униженная страна, но вдруг они собрались и как единый организм, одна нация, начали жить, развиваться, вкалывать. Ни с чего, на голом каменистом острове, без нефти и других полезных ископаемых, они сделали высокотехнологичную державу, страну-чудо, которая поднялась как ракета и стала образцом интеллектуальных решений для всего мира.

Это подвиг - подвиг целой нации.

Но сделали все это конкретные люди, которые просыпались утром, ели тыкву, когда не хватало денег на суши, которые влюблялись и женились. Всё, что делается - делается конкретными людьми. И вот у них родились дети, и родители хотели передать им свою прекрасную страну, которую они сделали собственными руками.

Что случилось дальше? Дальше произошла незаметная внешне, но страшная вещь. Прошло два поколения, и той Японии уже не стало. Всё, что сделали родители, дети съели, и более делать ничего не хотят. Дети довольны: у них есть деньги, машины и свобода. Японию больше строить некому, и Японии (той Японии!) больше нету. Япония кончилась. 

Задумайся:

ты можешь быть трижды героем своей жизни, сильной и суперуспешной личностью. Ты сделал всё, тебе за твою жизнь нужно поставить высоченный памятник, тобой гордятся твои сограждане. И у тебя родились дети. Ты, наверно, думаешь, что они возьмут с тебя пример... Мы же читали, что дети всегда равняются на родителей? Но насколько вы готовы к тому, что ваши дети пойдут другим путем и выберут пустоту, позицию потребителей, интересующихся только развлечениями и собственной внутренней гармонией?

Если ты был героем, но не простроил будущее своей семьи и своих детей, то ты был элементарно недальновидным. Ты думал только о своих детях, только о том, чтобы им было хорошо. Но этого мало: необходимо думать о детях наших детей и о детях далее.

Нет задачи воспитать только своего ребенка: вложился – и всё. А дальше что? Ради чего ты это делал? Внук вырастет, и когда тебя уже не будет, снесет всю твою работу. 

Важно простраивать будущее. 

У меня есть воспитательный завет. Моя задача воспитать детей не просто здоровых, красивых, умных, успешных. Моя задача воспитать детей, которые своих детей воспитают таких, которые своих детей воспитают таких, которые своих детей воспитают таких … И чем на дольше я обеспечу вот эту лестницу воспроизведения, чем дольше она продлится в будущем (если не бесконечно), тем больше я выполню свою задачу отца, родителя.

Дальновидную, честную задачу. 

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Цели роста и развития личности"
01 янв. 2006 г.
Мало направить себя к развитию, не менее важно определиться с его направлением.
0Подробнее →
Картинка к "Какими мы хотим видеть наших детей?"
01 янв. 2013 г.
Задача максимум в воспитании — воспитать детей такими, чтобы они сами воспитали детей, которые будут такими же.
Картинка к "Позиции восприятия"
31 дек. 2002 г.
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
Картинка к "Синтон по-японски"
01 окт. 2022 г.
Японцы... Об этом народе многие из нас слышали очень много, но, как правило, знают очень мало. Удивительная страна, про которую слагают много легенд, окутанных завесой тайн и загадок. Однако, чтобы понимать особенности и менталитет японцев, нужно обратиться к некоторым фактам, благодаря которым во многом сложилась японская система в том виде, в котором она представлена в современном мире.
Картинка к "Свободная, счастливая, внутренне гармоничная личность"
01 янв. 2014 г.
Выбор внутренней гармонии кажется естественным, однако этот выбор не единственно возможный и не бесспорный. 
Картинка к "Японская система образования"
31 дек. 2007 г.
Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. Большая часть населения имеет примерно одинаковый уровень дохода. До 5 лет японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.
Картинка к "Японское воспитание"
01 янв. 2008 г.
;;Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет - «как с рабом», а после 15 - «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин. Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в российскую действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев.