Возрастные кризисы детей
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
ВозраÑтные кризиÑÑ‹ детей (от греч. krisis — переломный момент, иÑход) — проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возраÑтного Ñтапа к другому.
Развитие ребенка проиÑходит неравномерно, некоторые переходы от одного возраÑтного Ñтапа к другому могут протекать болезненно, ÑопровождаÑÑÑŒ упрÑмÑтвом ребенка, возражениÑми, конфликтноÑтью и другими отрицательными чертами поведениÑ. ЕÑли родители не отличаютÑÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡ÐµÑким талантом, Ñто и проиÑходит, а когда Ñто проиÑходит повÑемеÑтно, укоренÑетÑÑ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ, что возраÑтные кризиÑÑ‹ детей неизбежны и закономерны. Однако Ñто не так.
«ÐšÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ» поведениÑ, чаÑто наблюдаемый в трехлетнем возраÑте, возникает лишь при определенных уÑловиÑÑ… и вовÑе не обÑзателен при ÑоответÑтвующих изменениÑÑ… во взаимоотношениÑÑ… ребенка и взроÑлых», — пиÑал Д.Б. Ðльконин↑. Ðналогична Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ð¸ Ð.Ð. Леонтьева: «Ð’ дейÑтвительноÑти кризиÑÑ‹ отнюдь не ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ Ñпутниками пÑихичеÑкого Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ°. Ðеизбежны не кризиÑÑ‹, а переломы, качеÑтвенные Ñдвиги в развитии. Ðаоборот, ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ — Ñто ÑвидетельÑтво не ÑовершившегоÑÑ Ñвоевременно и в нужном направлении перелома, Ñдвига. КризиÑа вовÑе может не быть, потому что пÑихичеÑкое развитие ребенка ÑвлÑетÑÑ Ð½Ðµ Ñтихийным, а ÑвлÑетÑÑ Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼Ð½Ð¾ управлÑемым процеÑÑом — управлÑемым воÑпитанием» (1983, Ñ‚ II, Ñ 288 ВозраÑтные кризиÑÑ‹ детей).
КризиÑÑ‹ у детей лежат внутри отношений взроÑлого и ребенка. Они возникают там, где родители не Ð²Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð»Ð¸ неграмотно реагируют на желание ребенка проÑвить Ñвою ÑамоÑтоÑтельноÑÑ‚ÑŒ. Ð’ хороших ÑемьÑÑ…, где у родителей разумнаÑ, ÑоглаÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ð¸ воÑпитанием они управлÑÑŽÑ‚, возраÑтные кризиÑов у детей не бывает.
Л.С. ВыготÑкий выделил Ñледующие возраÑтные кризиÑÑ‹ детей:
- ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ — отделÑет Ñмбриональный период Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ младенчеÑкого возраÑта;
- ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ 1 года — отделÑет младенчеÑтво от раннего детÑтва; (См. →)
- ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ 3 лет — переход к дошкольному возраÑту; Подробнее Ñм. → (См. также Капризы годовалого и трехлетки — разные)
- ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ 7 лет — Ñоединительное звено между дошкольным и школьным возраÑтом; См. →
- ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð¾Ñткового возраÑта (13 лет), Ñм.→.
ВозраÑтные личноÑтные кризиÑÑ‹ взроÑлых людей
Гейл Шихи выдвинула предположение, что Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñтные кризиÑÑ‹ поÑещают Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ðµ Ñемь лет. Ð’ Ñильно упрощенном виде: 16 лет «Ð¯ не маленький!», 23 года — «Ð¯ полноценный взроÑлый», 30 лет — «ÐœÐµÑ‡Ñ‚Ñ‹ юноÑти неÑоÑтоÑтельны», 37 лет — ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸Ñ Ñередины жизни, замаÑчила Смерть, и так далее... Смотри →