Верования

01 января 2010 г., 13:35

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Фильм «Формула любви»

Верования – некритически усвоенные и не подвергающиеся критике вербально сформулированные представлениях о себе, людях и мире.

У каждого человека есть верования о себе (например, «я быстро учусь всему новому» или «компьютер не для меня»), есть верования о людях рядом («люди в основном хорошие», «людям нельзя доверять»), есть верования о мире и жизни («жизнь черно-белая и за белой полосой обязательно будет черная», «жизнь – радостная и хорошая всегда!»). Отдельная статья – убеждения и верования девушек в отношении мужчин...

Например: ты не должна ходить в гости к своей замужней подруге, пока ты еще девушка, так как чужой муж будет смотреть на тебя не теми глазами и ты сослужишь плохую службу своей дорогой подруге; не бывает дружбы между мужчинами и женщинами; замуж выходят девственницей один раз и навсегда; мужчинам нельзя доверять, но с ними нельзя ссориться, поэтому надо ловчить, обманывать и умненько так добиваться своего. Это правила жизни с тайным врагом, т.е. хорошо узнаваемые установки маргинальной культуры первого городского поколения. В любом случае это идеи, с которыми трудно жить.

Проблемные верования о мире обычно называются предрассудками, верования о себе и своих возможностях – это самооценка и образ себя.

Это те (как правило, не осознаваемые или не вполне осознаваемые) предположения о людях и мире, которые человек отказывается как ставить под сомнение, так и подтверждать какими-либо аргументами. Не просто отсутствие, а именно внутренний отказ подтверждать свои представление доводами и аргументами делает их верованиями, иррациональными установками.

Чем реже люди думают, тем чаще они живут не убеждениями, а верованиями.

По формату верования могут быть:

  • Позитивные и негативные. Пример: я классный! и я тупой… (вы уж сами догадайтесь, какое из верований позитивное!)

Негативные верования иногда могут сыграть роль «пинарика» (читай волшебного пенделя), то есть мотиватора – тогда они бывают нужны. Хотя и здесь есть некоторая ловушка – не стоит забывать про позитивную и негативную мотивации.

В наступательной и агрессивной форме верования превращаются в должнонанизм – жесткие, абсолютистские, не учитывающие реалии, категорически-нормативные и настойчивые представления о том, какая должна быть жизнь и какие должны быть отношения между людьми.

Негативные, конфликтные, безответственные и ограничивающие – это, как правило, проблемные верования. Есть гипотеза, что на наши цели лучше работают верования конструктивные: адекватные, позитивные, ответственные, двигающие и синтонные верования. Верования пронизывают всю нашу жизнь. Верования влияют на наши ситуативные эмоции и общее настроение. Можно сказать, что наши эмоции – зеркало наших верований, и, меняя верования, можно управлять многими из своих эмоций. Верования разрешают, запрещают или предписывают нам делать или другое, а через это – наши верования влияют не только на нас, но и на окружающих нас людей. Верования создают нам наши правила жизни, служат ориентиром при выборе целей. В руках человека, живущего осознанно, это инструмент управления собою, своими взглядами своим поведением. Однако чаще, в связи с их неосознанностью, верования нам мешают.

Работа с верованиями

К религиозности либо не религиозности верования не имеют никакого прямого отношения, и работа с верованиями – часть обычной психологической, психотерапевтической и педагогической работы, в том числе коучинга. Основные направления, ради чего обычно идет работа с верованиями, это состояние внутреннего хорошо, устойчивая самомотивация, налаженные отношения с окружающими и общая успешность.

Например, за привычкой возмущаться обычно стоят два вида верований: верования «хорошо – плохо» («Грубость – это плохо!») и верования, как на нечто «плохое» нужно реагировать («В отношении таких вещей естественно возмутиться, потому что это – возмутительно!»). Если первое верование («Грубость – это плохо!») скорее разумное и адекватное, то второе верование («Грубостью нужно возмутиться!») – достаточно спорно. Полицейский грубость пресечет потому, что это нарушает общественный порядок, при этом не очевидно, что его что-то возмутит. См.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Мышление
  • +
  • Верования
  • Видео

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Должнонанизм"
01 янв. 2002 г.
Должнонанизм – жесткие, абсолютистские, не учитывающие реалии, категорически-нормативные и настойчивые представления о том, какая должна быть жизнь и какие должны быть отношения между людьми. 
0Подробнее →
Картинка к "Эмоции и верования"
01 окт. 2022 г.
Меняя верования, можно управлять своим состоянием, своими чувствами, многими из своих эмоций.
Картинка к "Ограничивающие и освобождающие верования"
01 окт. 2022 г.
Есть верования ограничивающие, тормозящие нас по жизни, а есть - освобождающие, помогающие. Примеры ограничивающих верований: "Мне это не по силам!", " "Мне не дано…", "Счастье в жизни недостижимо", "Моя боль уже никогда не уйдет!" и аналогичные. Иногда за нашими ограничивающими верованиями не стоит ничего кроме привычки думать именно так.
Картинка к "Пример контракта по работе с верованиями"
01 янв. 2013 г.
Итогом работы осталась привычка отслеживать свой дискомфорт и замечать причину/причины дискомфорта. Это могли быть верования. Теперь самое интересное – это мог быть человек, у которого просто другие ценности. При выполнении упражнения меня понесло в социологию. Упражнение оставляю в фоновом режиме. И если будут появляться хорошие или ограничивающие верования – буду выкладывать в отчетах. Ставлю заметку на следующий контракт. Вместе с итогом следующего контракта проверить, насколько хорошо новые верования встроились в жизнь.
Картинка к "Работа с верованиями"
01 окт. 2022 г.
К религиозности либо не религиозности верования не имеют никакого прямого отношения, и работа с верованиями (предрассудками) - часть обычной психологической, психотерапевтической и педагогической работы, в том числе коучинга.
Картинка к "Верования, идеализации, догматизм"
01 окт. 2022 г.
Основной гнилой корень всех человеческих патологических страстей и безумных поступков - от яростного крика родителей на ребенка, не желающего есть все, что в него захотели впихнуть, до террористов-смертников, считающих своим долгом подстроить жизнь всего человечества под свои убогие представления о мироустройстве, - фактически может быть сведен к двунаправленному должнонанизму, если следовать идеям РЭПК.