Убери игрушку, или Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался

31 октября 2014 г., 06:11

​Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? - ​Над этим вопросом бьются многие родители. Если у вас нормальный среднестатистический ребенок, то он ведет себя по-разному: иногда слушается, иногда строит капризы. Когда-то вам удается с ним совладать, а когда-то – нет, и тогда проще сделать самой или оставить все как есть.

Зачастую родители добиваются послушания только в основном, в самых важных для них вопросах, а в остальные мелочи, где ребенок их ни во что не ставит, предпочитают вкладываться по минимуму, дабы сохранить свои нервы.

Считается нормальным, если в 3 года ребенок не следит за своей одеждой и забывает заправить кровать. Зато он идет туда, куда его ведут, и с удовольствием разглядывает книжки. Родители спокойны – кажется ребенок любит читать и послушен воле родителей.

Увы, по мере взросления, этот ребенок слушается родителей все меньше, и к подростковому возрасту можно наблюдать категорическое непослушание в самых важных вопросах. Привычка послушания не сформирована, а значит поведение ребенка непредсказуемо.

Тем временем, именно мелочи формируют прекрасную привычку слушаться родителей. Начинать обращать внимание на мелочи можно в самом раннем возрасте. Моей дочке сейчас 2,5 года, и для формирования привычки послушания я разбираюсь почти с каждой спорной ситуацией.

Мы гуляем на детской площадке. Дочка взяла поиграть чью-то игрушку, брошенную посреди дорожки. Спустя некоторое время я зову ее домой: «Нам пора идти, положи игрушку на место и пойдем домой». Она тут же бросает игрушку, поворачивается и говорит «Пойдем!».

Разобраться с этой ситуацией мне помогают несколько простых шагов:

1. Я отмечаю, что имеет место случай непослушания. Я попросила убрать - она проигнорировала просьбу.

2. Я задаю себе вопрос: «Кто сейчас командует? Согласна ли я с тем, чтобы командовала дочка?» - ответ отрицательный.

3. Я напоминаю себе: мне важен не сам факт того, чтобы игрушка была возвращена на место, мне важен факт послушания. Иначе говоря, мысль «А может ладно, пусть игрушка здесь лежит, все равно же валялась посреди дороги, какая разница» заменяется мыслью «Очень важно, чтобы дочка выполняла то, что я прошу, этим формируется привычка».

4. Если у меня достаточно времени, дальше я могу позволить себе выждать некоторое время. Это выглядит примерно так:

a. Внимательный, спокойный взгляд прямо в глаза дочке - минимум 30 секунд.

b. Улыбка и любящий, ободряющий взгляд на дочку – минимум 30 секунд.

c. Удивленный взгляд на дочку – мельком.

d. Повелевающий взгляд на дочку и на игрушку – мельком.

На этом этапе решается примерно 60% моих случаев непослушания по мелочам.

5. Если дочка убегает, капризничает, балуется, то я возвращаю ее в исходную позицию (в пространстве – ставлю на место, и в разговоре – повторяю просьбу). После этого повторяю пункт 4.

6. Бывает, что времени в обрез, и нужно, чтобы дочка выполнила распоряжение сразу. Тогда вместо п.4 я использую метод «Раз – два – три».

a. Внимательный, спокойный взгляд прямо в глаза дочке – минимум 30 секунд.

b. Удивленный взгляд на дочку – мельком.

c. «Убери игрушку, раз» - пауза 15 секунд.

Здесь она обычно усиливает крик или слезы, если она до этого кричала и плакала.

d. «Убери игрушку, два» - пауза 15 секунд.

Вздох, мгновенное погашение эмоции.

e. «Убери игрушку, три».

Спокойно идет и делает.

Метод «Раз-два-три» срабатывает примерно в 50% случаев. Для более старших детей успешные исходы чаще - более 80%. Должно быть здесь имеет значение частота применения метода. Если привычка слушаться на «Раз – два – три» уже есть, то срабатывать он будет практически всегда.

Используя описанные шаги я могу разрешить 60 + 40/2 = около 80% случаев непослушания в мелочах. Каждый раз это занимает время и требует, прежде всего, работы с моим внутренним состоянием (п.п. 1-3).

Впрочем, наградой за эту работу является не только сам факт послушания, но и необъяснимый восторг дочки, выполнившей просьбу.

Она аккуратно поднимает игрушку, распутывает запутавшуюся веревочку, медленно везет игрушку на нужное место. Поворачивается ко мне с торжествующей улыбкой и сияющими глазами, издает восторженный крик и, переполненная непонятно откуда взявшейся энергией, мчится в мою сторону. Я одобрительно улыбаюсь: «Умница, дочка!».

Я уверена: чем больше внимания я уделяю послушанию в мелочах – тем легче мне будет впоследствии разбираться с действительно важными вопросами.

Автор: Елена Кузьмина, психолог, коуч, сайт www.kuzminaelena.ru
  • Автор Елена Кузьмина
  • Послушание ребенка

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Послушный или самостоятельный?"
01 янв. 2010 г.
Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль и следующие из неё должные нормы поведения.
0Подробнее →
Картинка к "Дети все знают, но не делают. Что делать?"
15 мая 2019 г.
Эта статья адресована тем родителям, которые неравнодушны к своим детям и задумываются о том, как правильно их воспитывать. На протяжении своего родительского опыта (у меня трое детей, 4-х, 7-ми и 9-ти лет) я по крупицам собирала информацию о воспитании – книги, интернет, рассказы опытных родителей.
Картинка к "Как через инициативу воспитывать разумное послушание"
19 февр. 2016 г.
Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
Картинка к "Как сделать ребенка послушным"
01 окт. 2022 г.
Вопрос: моя дочка меня не слушает. Кажется, она игнорирует все, что я бы ни сказала, даже если я кричу или угрожаю ей. Как заставить ее слушать меня? Ответ: все дети время от времени демонстрируют «выборочный» слух. Маленькие дети плохо воспринимают длинные, логичные объяснения. Логика для них не важна, поэтому, давая детям инструкции, объясняя правила, прося о чем-то, веля что-то, будьте «кратки и мягки». Выберите тон, способствующий послушанию, посмотрев на проблему глазами ребенка. Признавая его чувства, вы даете ему понять, что его мнение важно для вас, и вы понимаете, чего он хочет. Тогда более вероятно, что он действительно услышит то, что вы говорите.
Картинка к "Приучайте ребенка вас слушать и слушаться"
01 июн. 2014 г.
Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?
Картинка к "Шесть советов, чтобы вас внимательно слушали"
01 окт. 2022 г.
Используйте следующие подсказки в качестве руководства, чтобы с первого раза быть выслушанным вашим ребенком: 1. Будьте сами внимательным слушателем. Ребенок не сможет стать внимательным слушателем, если ему будет не у кого этому учиться. Поэтому убедитесь, что вы сами как внимательный слушатель служите примером того, что требуете от ребенка. Покажите, что вы выслушиваете супруга (супругу), друзей и, самое главное, самого ребенка. Хорошим напоминанием служит старая поговорка: "Не зря нам даны два уха и один рот!" Слушайте своего ребенка в два раза дольше, чем говорите.
Картинка к "Симба ослушался отца"
01 окт. 2022 г.
Фрагмент из мультфильма "Король Лев" - хороший вариант разговора отца с сыном, который его ослушался. Тип взаимодействия - подготовленная разборка.
Картинка к "Ваш ребенок вас ослушался. Что с ним делать?"
01 янв. 2006 г.
Конечно, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда - намеренно. Как на это реагировать?