С младенцем нужно нянчиться

01 октября 2022 г., 21:46

В книге Ури Бронфенбреннера «Два мира детства. Дети в США и СССР» (М.: Прогресс, 1976) автор рассказывает об одном проекте, получившем впоследствии название тридцатилетний эксперимент. Речь в нём шла о том, чтобы вывести в люди умственно отсталых детей, содержащихся в специальном приюте, добиться того, чтобы они могли жить самостоятельно. Эксперимент состоял из многих этапов, но наиболее важным и любопытным был самый первый из них.

Каждого ребёнка прикрепили к своего рода подставной суррогатной маме; такими мамами служили умственно отсталые женщины, содержащиеся в том же приюте. Через два года специальные измерения показали, что уровень интеллекта у детей вырос в среднем на 20—30 пунктов; в то же время уровень интеллекта у детей контрольной группы снизился. Эти мамы явно не могли вести со своими детьми какие бы то ни было развивающие занятия: никаких математических кружков, никаких головоломок, никаких интеллектуальных игр. Всё, что они могли — это обнимать детей, целовать, пеленать и вообще всячески с ними тетёшкаться. И вот, оказывается, что по крайней мере в определённом возрасте эмоциональное тепло, родительская ласка гораздо важнее для развития ребёнка, и в том числе для развития его интеллекта, чем любые другие формы деятельности и обучения!". Из А.К. Звонкин «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольника», скачать книгу (pdf). О книге можно почитать здесь, фрагмент книги здесь​​​​​​​.

При этом уверенно говорить, что без родительской любви ребенок не может вырасти здоровым и развитым - едва ли верно. См.→

  • Материнская любовь
  • Развитие интеллекта

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как развивать научное мышление у малышей"
15 сент. 2018 г.
Однажды математик (не учитель, а настоящий ученый!) начал вести домашний математический кружок. С детьми 3-5 лет он не зубрил таблицу умножения и счет от 1 до 9 и обратно, а занимался развитием научного мышления.
4Подробнее →
Картинка к "Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников (А.К. Звонкин)"
15 сент. 2018 г.
Автор этой книги – профессиональный математик – рассказывает о своём опыте занятий математикой с дошкольниками.
Картинка к "Гарри Харлоу не любил обезьян"
01 окт. 2022 г.
Харлоу занимался разработкой теста интеллекта для обезьян. Он показал, что они способны решать задачи гораздо более сложные, чем считали авторы более ранних исследований. Изучая макак-резус, Харлоу изолировал детенышей от матерей и их сверстников. Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в том, что он натолкнулся на открытие, принесшее ему славу.
Картинка к "Нехватка родительского внимания и любви: мифы и реальность"
01 янв. 2005 г.
Многие проблемы в развитии ребенка сегодня объясняются нехваткой родительского [http://www.psychologos.ru/articles/view/vnimanie-rebenku внимания] и любви. Если речь идет о беспризорных или безнадзорных детях, проблемная ситуация очевидна, но что является настоящим корнем проблемы - недостаток [http://www.psychologos.ru/articles/view/roditeli-i-lyubov-k-rebenku родительской любви] или элементарного родительского контроля, вопрос открыт.
Картинка к "Опыты Харлоу"
01 окт. 2022 г.
Гарри и Маргарет Харлоу из лабора­тории по изучению поведения приматов (Висконсинский уни­верситет) показали, что формирование у макак-резусов пове­денческих навыков, завершающихся способностью к нормальному спариванию, требует активных воздействий оп­ределенных факторов внешней среды, что факторы эти имеют социальный характер и что исключение этих социальных фак­торов приводит к грубой инвалидизации особи.