Родители, следите за форматом!
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Картинка: Пока дочка Ñтоит перед мамой к ней Ñпиной, Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ руками и таким лицом, разговаривать Ñ Ð½ÐµÑŽ беÑполезно. Мама, вначале научи дочку ÑтоÑÑ‚ÑŒ как Ñледует, только тогда она начнет Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ñлушать!
Любопытно: дети, выроÑшие у требовательных и жеÑтких родителей, очень чаÑто в Ñвоих воÑпоминаниÑÑ… отзываютÑÑ Ð¾ Ñвоем детÑтве вполне положительно и утверждают, что так же ÑобираютÑÑ Ð²Ð¾Ñпитывать Ñвоих детей. ОÑобенно интереÑно то, что в ÑемьÑÑ… Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð¾ более теплым отношением родителей дети нередко выраÑтают недовольные и родителÑми, и тем как их воÑпитывали, да и Ñобой. Почему? От чего Ñто завиÑит? Мы назовем два фактора: контроль формата и ÑÑ‚Ð°Ñ‚ÑƒÑ Ð²Ð¾Ñпитателей.
Со ÑтатуÑом воÑпитателей в оÑновном понÑтно: еÑли родители пользуютÑÑ ÑƒÐ²Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ окружающих, еÑли другие дети завидуют тому, что у Ð²Ð°Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ðµ родители, тем более еÑли ваш папа — царь, а мама — принцеÑÑа, то и воÑпитание от таких папы и мамы нравитÑÑ Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð¾ больше, чем ежели папа Ñлектрик на заводе, а мама — прачка. Дети ÑÑ‚Ð°Ñ‚ÑƒÑ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÐµÐ¹ — ценÑÑ‚.
Видео: ПоÑтроить таких — неÑÐ»Ð°Ð±Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡ÐºÐ°, но майор умеет Ñледить за форматом. Фильм «ÐœÐ°Ð¹Ð¾Ñ€ ПÑйн».
Тем не менее, похоже, контроль формата играет еще большую роль. Под контролем формата мы имеем в виду контроль телеÑного корÑета, контроль Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ†Ð° и контроль разговоров, комментирующих процеÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹Ñтвий воÑпитанников и воÑпитателей. ЕÑли воÑпитанникам даютÑÑ Ñ€Ð°ÑпорÑжениÑ, а дети в Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÑ€Ð¸Ð²Ð»ÑÑŽÑ‚ÑÑ, ÑтроÑÑ‚ недовольные и обиженные мордочки и Ñопровождают проиÑходÑщее ироничеÑкими репликами, Ñто закреплÑетÑÑ ÐºÐ°Ðº Ð½ÐµÐ³Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð³Ñ€Ð°-привычка: ребенок будет недоволен проиÑходÑщим. ЕÑли же краÑивый генерал отдает раÑпорÑжение, во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð³Ð¾ дети ÑтоÑÑ‚ выпрÑмившиÑÑŒ, Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²ÐµÑ€Ð½ÑƒÑ‚Ñ‹Ð¼Ð¸ плечами, Ñ ÑƒÐ²ÐµÑ€ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼ выражением лица и подтверждают: «Ð”а, будет иÑполнено!», то позитивное внушение тела даÑÑ‚ ребенку видение, что у него Ð¾Ñ‚Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ и прекраÑное детÑтво. Требовательные родители получают звание жеÑтоких тогда, когда они недоÑтаточно требовательны, а именно недоÑтаточно внимательны к формату и разрешают недовольные мордочки. ПарадокÑально: запрещайте больше — и дети Ñтанут довольными...
Ðналогично в мÑгком и Ñвободном воÑпитании: еÑли ÑложитÑÑ Ñ‚Ð°Ðº, что тепло родителей вызывало ответное тепло детей, то еÑÑ‚ÑŒ общение родителей и ребенка ÑопровождалоÑÑŒ радоÑтным лицом ребенка, теплыми объÑтиÑми любимых родителей и Ñлов: «Ð›ÑŽÐ±Ð¸Ð¼Ð°Ñ мамочка!», то ÑпуÑÑ‚Ñ Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ уже взроÑлый бывший ребенок будет вÑпоминать Ñвое детÑтво Ñ Ñамой иÑкренней теплотой. ЕÑли же любÑщие родители попали на то, что в ответ на их теплоту ребенок кривлÑетÑÑ, Ñтроит мордочки и кричит на них «Ð’Ñ‹ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ любите!», то ÑпуÑÑ‚Ñ Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ их повзроÑлевшее дитё легко придумает, что его родители ему вÑе-таки недодали.
Ðачинать Ñледить за форматом можно Ñ Ñамого проÑтого и еÑтеÑтвенного: приучить к тому, что, еÑли детÑм что-то нужно, они говорÑÑ‚ об Ñтом без плача и криков. Ðе угадывайте, что дети хотÑÑ‚ от Ð²Ð°Ñ Ñвоим плачем. ПуÑÑ‚ÑŒ они уÑвоÑÑ‚: пока они плачут — вы их не понимаете. Ð’Ñ‹ можете понÑÑ‚ÑŒ, что они хотÑÑ‚, только когда они ÑÑно Ñкажут, что они хотÑÑ‚.
Труднее, но не менее важно Ñледить за тем, что дети позволÑÑŽÑ‚ говорить Ñебе в отношении родителей. ИнтереÑно, что в воÑпоминаниÑÑ… великого кнÑÐ·Ñ ÐлекÑандра Михайловича он говорит о том, как им даже в голову не приходило отноÑитьÑÑ Ðº родителÑм без уважениÑ. «ÐžÐ´Ð½Ð° мыÑль о том, чтобы ÑвитьÑÑ Ðº отцу и утруждать его неопределенными разговорами без Ñпециальной цели, казалаÑÑŒ проÑто безумием». Дети должны уÑвоить казалоÑÑŒ бы Ñлементарные вещи: Ñвою маму никогда, ни при каких обÑтоÑтельÑтвах Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ ÑƒÐ´Ð°Ñ€Ð¸Ñ‚ÑŒ (к Ñожалению, в некоторых ÑемьÑÑ… мамы подроÑтков в Ñтом не уверены), на родителей не обзываютÑÑ, на родителей Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ñ‹ÑˆÐ°Ñ‚ÑŒ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ (можно отÑтаивать Ñвою точку зрениÑ, но Ñто делаетÑÑ Ñпокойными интонациÑми) — и так далее.
ЧаÑто родители пытаютÑÑ Ñ‡Ñ‚Ð¾-то донеÑти до Ñвоих вроде бы разумных детей, а дети — их не Ñлышат, не понимают? Что делать? Вначале — обратите внимание на то, как Ñтоит или Ñидит ваш ребенок. ПоÑмотрите на характерное фото вверху Ñтатьи: пока дочка Ñтоит перед мамой к ней Ñпиной, Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ руками и таким лицом, разговаривать Ñ Ð½ÐµÑŽ беÑполезно. Мама, вначале научи дочку ÑтоÑÑ‚ÑŒ как Ñледует, только тогда она начнет Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ñлушать!
Родители, в общении Ñ Ð²Ð°ÑˆÐ¸Ð¼Ð¸ детьми Ñледите за их форматом! Впрочем, так же верно и то, что ответÑтвенные родители ÑледÑÑ‚ в первую очередь за форматом Ñвоего ÑобÑтвенного общениÑ. ДетÑм нужен — хороший пример!