Психотерапия как обучение, образование и переучивание

01 января 2001 г., 21:24

Известный критик сложившихся традиций психотерапии и защитник прав клиентов, юрист Лоренс Стивенс не случайно в своем обзоре признаний образовательного характера психологической помощи первым упоминает А. Эллиса: «В своей книге «Новое руководство по рациональной жизни» Альберт Эллис, доктор философских наук, нью-йоркский психолог, и Роберт А. Харпер, доктор философских наук, говорят, что они следуют «образовательной, а не психодинамической или медицинской модели психотерапии».

В своей книге «Подготовьтесь, настройтесь на то, чтобы сделать психотерапию успешной для Вас» психотерапевт и профессор психологии, доктор философских наук Харви Л. Сакстон пишет: «Что является психотерапией? Психотерапия — просто вопрос переучивания. Переучивание подразумевает отказ от устаревших понятий и знакомство с новыми и осуществимыми. Пациенты, в некотором смысле, подобны студентам; они нуждаются в способности и готовности участвовать в процессе переучивания».

В книге «Когда разговор недешев, или как найти правильного врача, когда Вы не знаете, с чего начать» психотерапевт Мэнди Афтел и доктор философских наук, профессор Робин Лакофф говорят: «Терапия… — форма образования. Поскольку так называемая психотерапия — форма образования, а не терапия, то Вам нужен не доктор или врач, а человек, квалифицированный для того, чтобы обучить Вас в той области, в которой у Вас возникла трудность. Тот, кто заявляет, что является экспертом благодаря «профессиональной» программе обучения психотерапии, редко, если вообще когда-либо, будет лучшим советчиком для Вас» (Документ с сайта http://elena.romek.ru).

РЭПТ как образовательная система

РЭПТ по сути работает как любое учебное заведение законченного цикла, производящее выпускников определенной квалификации. РЭПК честно и эффективно занимается, прежде всего, ликвидацией когнитивно-поведенческой безграмотности населения, то есть это индивидуальное или групповое обучение тому, чему не научили в школе и вузе, но что явно требуется для здоровой и полноценной жизни индивида в современном обществе. Если значительная часть психотерапевтов и психологов-консультантов во многом паразитирует на этой безграмотности, нередко усугубляя ее разного рода мифами, то РЭП-консультанты занимаются реальным исправлением недоделок системы образования и культуры в целом. В гипотетическом случае введения РЭП-принципов и методов в качестве обязательных в программы школ и вузов значительная часть нынешних «врачевателей душ» останется без работы или будет вынуждена переквалифицироваться (в управдомы).

Вспоминается в связи с этим интересный сюжет 15-летней давности. В январе 1993 г. в Нижний Новгород заезжал Говард Кассинов, бывший тогда деканом факультета психологии Университета Хофстра в Нью-Йорке. Существенным фактом для понимания дальнейшего рассказа является то, что американский коллега — РЭП-консультант. Единственной целью его столь далекого путешествия, как затем выяснилось, были выступления перед психологами и педагогами опять же с единственной темой — о необходимости введения психологии как обязательного предмета в школе с первого по выпускной класс. Обосновывал Г. Кассинов этот тезис не менее любопытно: он говорил, что двадцать лет работы консультантом убедили его в поголовной психологической инвалидности взрослого населения и что действенным способом профилактики может быть только ликвидация РЭП-безграмотности в самом зародыше, уже у детей. В США его идеи не находят поддержки, вот он и решил предложить их новой России.

Под предлагаемым курсом психологии Г. Кассинов понимал, конечно же, не аморфный обзор всего, что скопилось за ярлыком «психология», а именно ее по-настоящему научно-рациональную составляющую, содержащую наиболее ценные и практичные для повседневной жизни знания, доказательством чего являются его работы, в том числе и переведенные на русский язык (Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской психотерапевтической ассоциации. — СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 88-98).

Спустя десять лет я присоединился к донкихотству американского единомышленника, публично озвучив схожие тезисы на европейской конференции. (Е.Н.Волков. Разумная и реалистичная технология человекопользования-3: принципы и практика РЭПК), а недавно получил запрос от польского профессора на публикацию моего доклада на его сайте. Смогут ли нас поддержать другие коллеги — психологи, психотерапевты, педагоги, — чтобы радикально сократить очереди жаждущих психологической помощи и освободить свое и чужое время на решение более сложных и насущных проблем? Не знаю, но, как и Говард, готов ехать хоть на остров Пасхи, если там хоть кто-нибудь возьмется этот проект реализовывать.

  • Психологическое обучение
  • Психотерапия

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Нейрокогнитивное переобучение: вот чем я занимаюсь на самом деле"
27 февр. 2021 г.
Работа психолога с клиентом не является лечением. Мы не лечим, мы переобучаем. Это образовательная деятельность.
1Подробнее →
Картинка к "Лечить или учить?"
01 янв. 2005 г.
Если клиент пришел к нам, как к специалисту-психологу, за элементарной консультацией, то у нас нет нужды его ни учить, ни лечить. «К какому психологу вы порекомендуете обратиться по такому-то вопросу?» - «К Иванову Ивану Ивановичу, запишите телефон». Все. Или «С какой периодичностью стоит фиксировать свои дела при учете времени?» - «15 минут – оптимальная периодичность!». – Аналогично: человеку была нужна информация – мы ее дали. Если это и называется «учить», то в самом простейшем смысле, как дополнительное информирование, а не в смысле освоения новых знаний или обучения новым навыкам.
Картинка к "РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса"
Картинка к "Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении"
31 дек. 2009 г.
Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации.