Предубеждения и принятие решений

01 октября 2022 г., 21:42

На основе статьи pribylov.ru

Предрассудки и предубеждения - это так называемый "человеческий фактор", который влияет на восприятие информации (искажая ее) и на процесс принятия решений (уводя его в сторону от объективного), нередко лишая человека здравого смысла. Умение распознавать данные "шумы" в процессе анализа проблемы и принятия решения, позволяет значительно улучшить качество принимаемых решений.

Поведенческие предубеждения, влияющие на процесс принятия решения:

  • якорение (anchoring) - тенденция чрезмерно полагаться на единичные данные при принятии решения
  • стадное чувство (herd instinct/bandwagon effect) - тенденция делать что-то или верить во что-то только потому что множество других людей делаю или верят в тоже самое
  • ошибка хиндсайта/суждение задним числом (hindsight bias) - тенденция видеть события, произошедшие в прошлом более предсказуемыми чем они реально были, до того как произошли.
  • принятие желаемого за действительное (wishful thinking) - тенденция верить в то, во что хотелось бы верить, а не в то, что следует из фактов и рациональных рассуждений
  • наращивание вовлеченности (escalation of commitment) - явление, при котором человек увеличивает инвестиции (деньги, время, другие ресурсы) в ранее принятое решение, несмотря на то, что новые данные свидетельствуют о том, что данное решение, вероятно, было неверным
  • предрассудок подтверждения (confirmation bias) - тенденция из всего массива информации для анализа выбирать только ту, что подтверждает первоначальную (сознательную или подсознательную) установку аналитика
  • эффект контраста (contrast effect) - увеличение или уменьшение веса или других характеристик объекта в процессе сравнения его с недавно увиденным контрастирующим объектом
  • предубеждение несоответствия (disconfirmation bias) - тенденция подвергать критическому анализу информацию, которая противоречит предыдущим убеждениям и с готовностью принимать информацию, подтверждающую предыдущие убеждения
  • эффект владения (endowment effect) - человек склонен ценить больше то, чем он непосредственно владеет
  • гиперболическое дисконтирование (hyperbolic discounting) - тенденция отдавать предпочтение более ранней выплате по сравнению с более поздней. Чем ближе к настоящему моменту обе выплаты, тем сильнее становится данное предпочтение.
  • иллюзия контроля (illusion of control) - тенденция людей верить в то, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на события, на которые в действительности они повлиять не могут
  • предубеждение в оценке силы воздействия (impact bias) - тенденция людей переоценивать ожидаемую продолжительность или интенсивность воздействия какого-либо текущего или вероятного события
  • феномен справедливости (just-world phenomenon) - тенденция верить в то что мир устроен справедливо и поэтому люди получают то, что они заслужили
  • избегание риска (risk/loss aversion) - тенденция избегания риска любой ценой, даже перед лицом высоковероятного положительного исхода в случае принятия умеренного риска
  • эффект симпатии к знакомому (mere exposure effect) - тенденция выражать чрезмерную симпатию (оказывать предпочтение) чему-либо только потому, что данный предмет представляется знакомым
  • цветовая психология (color psychology) - эффект воздействия различных цветов на эмоциональный настрой и мышление
  • ошибка планирования (planning fallacy) - тенденция недооценивать количество времени, необходимого для выполнения задания
  • эффект псевдоопределенности (pseudocertainty effect) - тенденция избегать риск в случае, когда ожидаемые события позитивны, но рисковать, чтобы избежать ожидаемых негативных событий
  • розовая ретроспектива (rosy retrospection) - тенденция давать давно прошедшим событиям более позитивную оценку, чем в тот момент, когда эти события непосредственно происходили
  • выборочное восприятие (selective perception) - воздействие ожиданий на восприятие
  • статус-кво предубеждение (status quo bias) - стремление людей к тому, чтобы положение вещей оставалось сравнительно стабильным во времени
  • Ван Рестоф эффект (Von Restorff effect) - тенденция, согласно которой предметы (вещи, идеи) чем-либо выделяющиеся среди других скорее останутся в памяти
  • Зейгарник эффект (Zeigarnik effect) - тенденция помнить незавершенные или прерванные задания лучше, чем завершенные
  • Предубеждения
  • Принятие решений

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела (П. Брегман)"
05 авг. 2014 г.
«18 минут» – это невероятно умное и бесконечно практичное руководство, объясняющее, как принимать обоснованные и обдуманные решения, что стоит и чего не стоит делать, как справляться с отвлекающими факторами – иногда используя их, а иногда избегая, – как структурировать время, чтобы добиться максимальной эффективности, как понять, кто вы, и как лучше использовать ваши способности, чтобы достичь счастья, продуктивности и успеха. С его помощью вы научитесь составлять план на каждый день, гарантирующий, что отныне все ваши самые важные дела будут сделаны.
2Подробнее →
Картинка к "Как добиться состояния ясности по желанию (Л. Копейкина)"
26 окт. 2018 г.
Состояние Ясности — это состояние человека, когда он: физически расслаблен; испытывает положительные эмоции, ощущение счастья и освобождение от страхов и волнений; ощущает заряд энергии, успеха, уверенности в своих силах и энтузиазма; абсолютно сконцентрирован на текущем моменте; умственно сосредоточен на насущной проблеме.
Картинка к "Логика принятия решений"
01 окт. 2022 г.
Принимать решение - делать выбор одной из альтернатив. Принятие решений - это процесс анализа информации, результатом которого является решение какой-либо задачи.
Картинка к "Предубеждение"
31 дек. 1999 г.
Предубеждение - предвзятое мнение, к которому человек подтягивает все свои последующие выводы. Предубеждение является верованием, которое препятствует адекватному восприятию реальности. Впрочем, в жизни бывает всякое, и некоторые предубеждения когда-то оказываются позитивными, полезными.
Картинка к "Стойкость предубеждений"
01 окт. 2022 г.
«Никто не отрицает, что люди способны изменить свои убеждения под влиянием новых фактов. Ведь перестают же дети в конце концов верить в Санта-Клауса. Мы лишь считаем, что подобные изменения, как правило, происходят очень медленно и что нередко для изменения убеждения нужны более веские доказательства, чем для его создания. Ли Росс, Марк Леппер, 1980»
Картинка к "Здравый смысл"
01 окт. 2022 г.
Есть люди не очень умные и просто глупые - к сожалению, от них здравого смысла ждать бывает трудно. Однако есть люди умные, которые в каких-то ситуациях смотрят на вроде бы очевидную проблему какими-то "замыленными" глазами, боятся включить собственную голову и говорят то, что принято, вместо того чтобы взглянуть непредвзято на то, что перед ними... Иногда это характерно для высоких теоретиков, иногда для людей с возвышенным и романтическом складом ума, а когда-то просто для тех, кто привык думать определенным образом и не может освободиться от стереотипов. В таких случаях и говорится: им отказывает здравый смысл.