Наглядно-образное мышление

01 октября 2022 г. в 21:37

Наглядно-образное мышление — один из видов мышления, наряду с наглядно-действенным и понятийным мышлением.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями.

Отсутствие у дошкольников понятий отчетливо обнаружилось в экспериментах швейцарского психолога Ж. Пиаже.

Детям в возрасте около семи лет показывают два совершенно одинаковых и равных по объему шарика, сделанных из теста. Ребенок внимательно разглядывает оба предъявленных предмета и говорит, что они равны. Затем на глазах у испытуемых один из шариков превращают в лепешку. Дети сами видят, что к этому расплющенному шарику не прибавили ни одного кусочка теста, а просто изменили форму. Тем не менее испытуемые считают, что количество теста в лепешке увеличилось.

Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. Думая об этой лепешке, дети смотрят на нее и видят, что на столе она занимает больше места (большее пространство), чем шарик. Их мышление, протекающее в форме наглядных образов (следуя за восприятием), приводит к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.

Наглядно-образное мышление и воображение

Наглядно-образное мышление связано с воображением, но отличается от него. Наглядно-образное мышление имеет дело с реальными предметами, реальным процессом. А воображение — это воссоздание нужного образа из образной памяти.

  • Мышление

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Наглядно-действенное мышление"
01 окт. 2022 г.
Наглядно-действенное мышление - один из видов мышления, наряду с наглядно-образным и понятийным мышлением.
0Подробнее →
Картинка к "Образно-ассоциативное мышление"
01 окт. 2022 г.
Образно-ассоциативное мышление - мышление с помощью образов и ассоциаций. Участникам тренинга предлагается упражнение на ассоциативное мышление, задача сказать, какой человек напоминает какого животного. После этого вопрос: "Почему вам кажется, что этот мужчина похож на медведя, а эта девушка на лису?" - "Я это чувствую".
Картинка к "Образное мышление (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Помимо мышления в форме высказываний человек может также мыслить в форме образов, особенно зрительных образов. Многие из нас чувствуют, что частично мышление осуществляется визуально. Часто кажется, что мы воспроизводим прошлые восприятия или их фрагменты и затем оперируем ими как реальным перцептом. Чтобы оценить этот момент, попытайтесь ответить на следующие три вопроса: Какой формы уши у немецкой овчарки? Какая получится буква, если заглавную N повернуть на 90 градусов? Сколько окон в жилой комнате у ваших родителей?;;
Картинка к "Понятийное мышление"
01 окт. 2022 г.
Вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. 
Картинка к "Виды мышления"
01 янв. 2006 г.
Мышление – переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.