Самые популярные мифы современной психологии
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Люди думают не как правильно, а как привычно и легко, как думают вÑе. Когда Ñто проиÑходит в поле пÑихологии, рождаютÑÑ Ð¿ÑихологичеÑкие мифы: упрощенные и ошибочные предÑтавлениÑ, противоречащие Ñовременным научным данным. Сколько вы знаете подобных мифов?
Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑƒÐ¶Ðµ вÑе знают, что Ñдерживать Ñвои Ñмоции — вредно Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ. Сдерживать Ñвои Ñмоции — то же Ñамое, что пытатьÑÑ ÑƒÐ´ÐµÑ€Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ пар в перегретом котле: рано или поздно котел взорветÑÑ. Те, кто Ñдерживают Ñвои Ñмоции, повышают риÑк Ð²Ð¾Ð·ÐºÐ½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñƒ ÑÐµÐ±Ñ Ñзвы желудка, инфаркта и инÑульта. Кроме того, ÑÐ´ÐµÑ€Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñвои Ñмоции, человек накапливает у ÑÐµÐ±Ñ ÑтреÑÑ, что нередко приводит к неврозу.
Да? Скорее вÑего, вы Ñто знаете уже давно. Ðе правда ли?
Ðа Ñамом деле — Ñто не так. Перед вами — образчик популÑрного мифа, популÑризируемого и пÑихологами, и проÑтыми людьми, любÑщими приÑлушиватьÑÑ Ðº умным пÑихологам. Рна Ñамом деле — Ñто неправда, и очень опаÑÐ½Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð´Ð°. Те, кто Ñдерживает Ñвои Ñмоции, в невротиков не превращаютÑÑ, а те, кто Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñтва ÑÐµÐ±Ñ Ñдерживать не привык, чаÑто ÑтановÑÑ‚ÑÑ Ð¿Ñихопатами. Что же каÑаетÑÑ ÑобÑтвенно здоровьÑ, то, ÑоглаÑно проведенным иÑÑледованиÑм, Ñдержанные люди живут дольше, чем не привыкшие Ñдерживать Ñвои Ñмоции, и меньше подвержены Ñердечно-ÑоÑудиÑтым заболеваниÑм. Рметафора о перегретом котле в данном Ñлучае неумеÑтна: Ñмоции в большей Ñтепени напоминают коÑтер в леÑу — еÑли его Ð²Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ затушить, он превращаетÑÑ Ð² леÑной пожар.
Ð’ Ñовременной популÑрной пÑихологии таких мифов — множеÑтво. Иногда мне кажетÑÑ, что в популÑрной пÑихологичеÑкой литературе мифов больше, чем Ñерьезных научных данных. ЕÑли опуÑкатьÑÑ Ð½Ð° уровень бытовой пÑихологии, то ее оÑновной маÑÑив — мифы, мифы, мифы...
Хотите в Ñтом убедитьÑÑ? Хотите проверить ÑебÑ, наÑколько вы уÑпели пропитать ÑÐµÐ±Ñ Ñ€Ð°Ñхожими и ошибочными предÑтавлениÑми в облаÑти пÑихологии? Я Ñобрал в Ñтой Ñтатье наиболее ходовые мифы: то, что люди говорÑÑ‚ не Ð´ÑƒÐ¼Ð°Ñ Ð¸ во что большинÑтво людей верит. Примерьте Ñто к Ñебе, но будьте аккуратны: Ñкорее вÑего, многие пункты вам покажутÑÑ Ð²Ð¾Ð²Ñе не мифами, а иÑтинной правдой.
Ð Ñто еще Ñмешнее: еÑли люди во что-то верÑÑ‚, во многих ÑлучаÑÑ… Ñто ÑтановитÑÑ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð´Ð¾Ð¹. Они в Ñто верÑÑ‚, они так начинают ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÑти, Ñто видÑÑ‚ окружающие и убеждаютÑÑ Ð² их правоте, и Ñкоро чьÑ-то ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð´ÑƒÐ¼ÐºÐ° ÑтановитÑÑ Ñоциальным фактом. По крайней мере, на какое-то времÑ.
1. О чувÑтвах
- ÐаÑтоÑщий двигатель жизни человека — его чувÑтва и желаниÑ.
- ÐÐ¼Ð¾Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ â€” еÑтеÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ Ð²Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ, Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð¶Ð°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð½Ð°ÑˆÐµ личное отношение к проиÑходÑщему. См.→
- Плохих Ñмоций не бывает. См.→
- ЧувÑтва не врут. См.→
- ПодавлÑÑ‚ÑŒ Ñмоции вредно Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ. См.→
- ЕÑли возникшие негативные Ñмоции не выражать, они накапливаютÑÑ Ð¸ травмируют пÑихику. См.→
- Запрещать Ñтрахи — Ñто загонÑÑ‚ÑŒ их внутрь ÑебÑ. См.→
- Ðмоции живут контраÑтом: еÑли убрать негативные Ñмоции, человек переÑтанет чувÑтвовать и радоÑÑ‚ÑŒ тоже. См.→
2. О чувÑтве любви
- Создавать Ñемью нужно в первую очередь по любви. См.→
- ЕÑли еÑÑ‚ÑŒ ÑÐ¸Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð²ÑŒ, то и Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñзательно ÑложатÑÑ! См.→
- Любовь можно обещать, но о любви Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ. См.→
- Любовь не может длитьÑÑ Ð²ÐµÑ‡Ð½Ð¾. См.→
- ЧувÑтвам не прикажешь.
3. ЧувÑтва и разум
- ПриÑлушиватьÑÑ Ðº Ñвоим чувÑтвам важнее, чем Ñлушать Ñвою голову. См.→
- Самое верное решение — интуитивное. См.→
- Когда ÑомневаешьÑÑ, приÑлушайÑÑ Ðº Ñвоему Ñердцу! См.→
- Ð’ÑÑ‘ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´ÑƒÐ¼Ð°Ñ‚ÑŒ — вредно. См.→
- Тот, кто Ñлишком много думает, не бывает ÑчаÑтливым. См.→
4. О пÑихологии человека
- Ребенок уже Ñ Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ â€” личноÑÑ‚ÑŒ. См.→
- Интровертами рождаютÑÑ. См.→
- Попытка изменить Ñвой характер и пÑихотип только умножает количеÑтво внутренних проблем. См.→ См.→
- К пÑихологам идут только те, у кого еÑÑ‚ÑŒ проблемы. См.→
5. О любви к детÑм
- Любовь к ребенку должна быть безуÑловной. См.→
- ПодавлÑÑ‚ÑŒ Ñмоции — вредно, поÑтому разрешайте детÑм любые негативные Ñмоции. См.→
- ФизичеÑкие Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ недопуÑтимы, поÑкольку ломают их пÑихику. См.→
- Пережитое в детÑтве ÑекÑуальное наÑилие ÑвлÑетÑÑ Ñ‚Ñжелой пÑихотравмой на вÑÑŽ будущую жизнь. См.→
- Каждый ребенок нуждаетÑÑ Ð¿Ð¾ крайней мере в детÑтве в безуÑловной любви. См.→
- Дети, недолюбленные в детÑтве, во взроÑлой жизни не могут Ñтроить отношениÑ. См.→
- Детей Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð»Ð¸ÑˆÐ°Ñ‚ÑŒ детÑтва. Ребенок, которого родители лишили детÑтва, лишили его Ñвободы, радоÑти и будущего ÑчаÑÑ‚ÑŒÑ. См.→
6. Как воÑпитывать можно, а как нельзÑ
- ЖеÑÑ‚ÐºÐ°Ñ Ð´Ð¸Ñциплина убивает творчеÑкое начало детей.
- ПоÑлушный ребенок — повод Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ñ€ÐµÐ²Ð¾Ð³Ð¸. См.→
- ПолноÑтью поÑлушные дети никогда не Ñтанут лидерами. См.→
- Давление — путь к конфликтам и потере контакта. ЕÑли ребенок терÑет Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ контакт, нужно Ñнизить на него давление. См.→
7. Ðужно ли воÑпитывать детей?
- Дети должны ÑамоÑтоÑтельно принимать Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ поводу Ñвоей жизни. См.→
- УÑтановка «ÑоответÑтвовать родительÑким образцам» — ошибочный путь воÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ°. См.→
- «Хорошие дети» — проблемные дети. Дети должны быть еÑтеÑтвенными, а не такими, какими их хотели бы видеть взроÑлые! См.→
- С ребенком нужно дружить, а не воÑпитывать. См.→
- Лучший ÑпоÑоб воÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ â€” Ñто воÑпитывать ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ воÑпитывать ребенка только Ñвоим примером. См.→
- ÐавÑзывание чего-либо детÑм приводит к обратному результату, к внутреннему отторжению Ñтого. См.→
8. О ÑчаÑтье
- Ð’Ñе люди ÑтремÑÑ‚ÑÑ Ðº ÑчаÑтью. См.→
- СчаÑтливы мы или нет, определÑетÑÑ Ð² первую очередь теми ÑобытиÑми, которые Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ проиÑходÑÑ‚. См.→
- Люди ÑчаÑтливы тогда, когда получают то, что хотÑÑ‚. См.→
- Что бы люди ни делали, в конечном итоге каждый заботитÑÑ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾ о Ñебе. См.→
9. Об уÑпешноÑти
- Только оÑвободившиÑÑŒ от влиÑÐ½Ð¸Ñ Ñоциума, можно найти Ñвой путь в жизни. См.→
- Те, кто идут по пути Ñоциальной уÑпешноÑти, вынуждены отказываютÑÑ Ð¾Ñ‚ Ñвоего Я и лишают ÑÐµÐ±Ñ ÑчаÑÑ‚ÑŒÑ. См.→
- Тот, кто нашел в жизни Ñвое призвание, вÑегда имеет Ñнергию делать Ñвое дело! См.→
Я думаю, будет очень веÑело, еÑли вы в комментариÑÑ… будете пиÑать, чему вы здеÑÑŒ удивилиÑÑŒ или тем более чем вы возмутилиÑÑŒ: почему Ñто автор очевидные и вÑем извеÑтные вещи Ð¾Ñ‚Ð½ÐµÑ Ðº пÑихологичеÑким мифам? ЕÑли же кто-то захочет «защитить» какой-то названный здеÑÑŒ миф и ÑошлетÑÑ Ð½Ð° научные данные, буду тем более признателен. Короче, веÑелимÑÑ, думаем и разбираемÑÑ!