Ломает, разбрасывает, оставляет... Как научить ребенка бережному отношению к вещам?

02 апреля 2014 г., 14:17

 

 

Маленькие дети не знают, что такое «свое» и «чужое», они легко берут все чужое, что им нравится, и бросают свое, как только оно им на минутку надоело. Как приучать детей уважать чужую собственность и беречь свое? Многие родители думают, что правильное отношение к собственности можно выработать только в том случае, если эта собственность у ребенка появится, и торопятся дарить ребенку дорогие игрушки: «Это теперь - твое! Береги! Не ломай, не теряй!» Ребенок подарку радуется, но ломает и теряет все по-прежнему.

Большинство мам убеждены, что для этого достаточно ребенку сказать, что «Это - твое!», и ребенок «свое» начнет беречь. Они думаю, что "собственность" воспитывает ребенка сама по себе. Нет, это не так. Умного и взрослого ребенка "собственность" воспитывает, а вашего, возможно, развращает... Уважаемые мамы, мы знаем, что вы любите детей и вам нравится им все дарить, но от этого правильного отношения к вещам у детей не образуется. Ребенок, у которого теперь есть "своё", умнее и ответственнее от этого еще не стал. Он может теперь стать как щедрым ("Берите, мне не жалко!"), так и жадным ("Не дам, это мое!"), может начать относиться как очень бережно, так и неаккуратно бездумно: притащил подаренную дорогую модель самолета приятелям, там этот самолет вместе поломали в первые же пять минут.

Более взрослые дети уже знают, что такое "своё" и "чужое", но вещи свои разбрасывают и ломают. Более того, именно потому, что это вещи "их", "их собственность", они могут вас не слушать и делать со своими вещами все что им хочется. Если вещь ребенка "уже его", то ваши слова "как ты должен ею пользоваться" звучат уже легковесно: хочу прислушаюсь, хочу - нет. Вещь моя, хозяин - я! Да и если вещь поломается, то - не твоё дело, это моя вещь: я сам с этим разберусь.

Вы подарили сыну радиоуправляемую машинку и хотите показать, как обращаться с нею правильно. Ага! Все, это же уже его, он будет играть так, как хочет он, и выковыривать оттуда батарейку отверткой, как ему удобно. И не лезьте, не мешайте: раз подарили, то теперь это моё, уберите свои руки!

 

 

Вот вам и первая подсказка: не торопитесь отдавать вещи ребенку в его полную личную собственность, давайте детям вещи в пользование, четко обозначая правила. Например: "Мы с мамой купили тебе конструктор Лего, как ты просил. Маму - целуй! Слушай правила. Первое правило: главный за игру - ты. Сестру научишь, как пользоваться, но если она что поломает или потеряет - отвечает не она, а ты. Ты старший. Второе правило: детали игры живут только в коробке. Если вы пошли смотреть телевизор, а детали Лего остались раскиданы по комнате, игру забираю на несколько дней. И третье правило: правило "Стоп!" Начинаете ссориться - не кричать, не драться, а сказать "Стоп!" и прекратить все дела. Повтори правила!"

Итого: дети знают правила пользования, а родители управляют процессом. Никаких заявлений: "Это моя игра, играю как хочу!" - не будет. Не обязательно это проговаривать, но игру Лего, которую купили родители, принадлежит родителям, а не детям. Детям игра дается только в пользование и в любой момент игру можно забрать. Начали деталями кидаться, это уже не Лего, игру забираем. Приучите ребенка к тому, что все в доме определяют родители.

Господи, в наше время эти слова уже страшно сформулировать: "В доме все определяют родители, а не дети"... Однако для того, чтобы приучить детей к сотрудничеству и уважению, первым шагом должно быть именно это: уважение к слову родителей. Если этого не будет, вас просто не будут слушать. Подумайте над этим сами и почитайте статью "Все лучшее - взрослым!".

"Кто пользуется вещью" и "Кто хозяин вещи" - два вопроса разные. Пользуется - ребенок, а является хозяином - папа (или мама). Зачем так? Так вы быстрее воспитаете у детей правильное, бережное отношение к его вещам. Уважаемые родители, правильное отношение ребенка к вещам, понимание «моё» и «не моё», умение беречь и не ломать - это навык, а навык вырабатывается не в результате вашего доброго отношения к ребенку, а в результате хорошо построенного обучения. Какого? Как это делается?

Дети учатся на образцах. Если вы своим собственным примером каждый день показываете, что ботинки нужно чистить, одежду с улицы нужно не бросать на стулья, а вешать в шкаф, а на столе у вас обычно разобрано и лишних предметов не стоит (чашку уберите, да?), то постепенно это станет частью сознания ребенка: "нормальные люди живут именно так".

Дети живут по правилам. Дети всегда живут по правилам, просто не всегда это правила ваши. А нужно, чтобы они жили по вашим правилам, поэтому приучайте детей вас слушать и слушаться, и формулируйте правила умные, простые и понятные. "Каждая игра живет в своей коробочке". "Чтобы начать новую игру, нужно вначале убрать старую". "Игрушками - не дерутся". "Используй правило "Стоп!" и "Все решают старшие".

 

 

Любое новое дело нужно осваивать под присмотром и контролем. Как пользоваться "своим", ребенок еще не знает, поэтому учите этому шаг за шагом так же подробно, как учили его завязывать шнурки. "Вот так" эту игрушку брать можно, а так - нельзя. Так ею играть правильно, а так ею стучать нельзя. Играете дружно - молодцы, а начинаете ссориться - игрушку отбираю. А чтобы было легко отобрать, не нужно "дарить насовсем". Все вещи в вашем доме принадлежат вам, родителям, у ваших детей нет ничего такого, чтобы он мог вам "не дать": не создавайте сами себе эти ненужные неприятности.

А когда у вас все получится и ваши дети научатся вещами пользоваться правильно: будут их беречь, будут ими разумно делиться - тогда вы, наконец, можете им дарить в их полную собственностью все, что угодно: телефоны, айфоны, планшеты и любые другие, в том числе по-настоящему дорогие вещи. Умным детям мудрых родителей, то есть вашим детям - уже можно все!​​

 


 

 

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

 

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

 







 

 

 

 

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Авторитет родителей"
01 янв. 2013 г.
Авторитет родителей - внутренне признаваемая детьми власть и влияние родителей. Авторитет родителей проявляется в уважении их детьми, в значимости для детей того, что родители им говорят: если дети слушают и слушаются своих родителей естественно, добровольно, признавая их статус - у родителей авторитет есть. Если дети просьбы и требования родителей выполняют только по настроению, либо по принуждению или через подкуп, о родительском авторитете говорить не приходится.
0Подробнее →
Картинка к "Правила для ребенка"
01 янв. 2001 г.
Правила - это то, что было когда-то установлено и стало привычным. Бывает, что правила настолько врастают в нас, что мы уже забываем, что это когда-то были правила, и начинаем называть это отношениями между нами. Плохие отношения в семье - это следствие плохих правил в этой семье. Если не мы устанавливаем правила ребенку, ребенок сам устанавливает их для нас, и едва ли это хорошо. "Вы обязаны делать все, о чем я вам буду плакать!" - плохое правило. С другой стороны, сердитое родительское: "Что мне сейчас в голову пришло, то тебе и делать!" - ничем не лучше. К сожалению, в плохих семьях в установлении правил возможны две перекоса - или это негласное правило "Ребенок главный, родители на побегушках", или вполне гласное "Ребенок никто, Родители все". В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.
Картинка к "Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)"
31 дек. 2017 г.
Когда ваш ребенок пошел в школу, первые месяцы именно школа становится его главным делом и ведущей деятельность. И это правильно! Однако домашние дела и обязанности никто не отменял. Как все это согласовать? В хорошей семье родители продумывают и устанавливают семейные правила.
Картинка к "Правило «Стоп!», или Волшебный способ прекращать детские ссоры"
16 мар. 2014 г.
Правило "Стоп" было придумано очень давно и с тех пор успешно используется во многих семьях, уменьшая количество драк между детьми и, главное, уменьшая жалобы детей друг на друга.
Картинка к "Вещи детей – чья собственность?"
21 мар. 2014 г.
Дети часть выясняют: «Чья это собственность?» – эта кукла, этот пистолет или эта шоколадка. Это – драки.
Картинка к "Все лучшее - взрослым!"
01 сент. 2013 г.
«Все лучшее – детям!» – красивый лозунг и внушение, воспитывающее паразитов.