Личный пример родителей

01 января 2010 г. в 10:03

Автор: Марина Смирнова, психолог

Личный пример родителей дает ребенку образец перед глазами. Наши дети – наше отражение. Они учатся на нашем примере и буквально копируют поведение родителей, повторяя и хорошее, и плохое.

Пишет студентка Университета практической психологии Татьяна Розова:

Похоже, что моя дочь Катя начала учебу в УПП вместе со мной. Попросила ее занять братика на 15 минут — маме надо закончить отчет. Работаю. Дети сзади меня чем-то занялись. Через какое-то время слышу, как Катя Ваню инструктирует: «Там, где плохие чувства, их надо убирать. А маме надо помогать. Тебе все понятно?»

Через какое-то время Катя села на стул рядом со мной и начала мне что-то говорить. Я дописывала отчет и не обратила на нее внимание. Катя замолчала. Подумала. А потом командным голосом говорит: «Мама, поверни ко мне голову, пожалуйста!». Команда сработала — я тут же повернула к ней голову. «Посмотри мне внимательно в глаза!» — дальше скомандовала Катя. — «И послушай, что я тебе говорю!». Похоже, дочь учится приводить маму в формат...

Еще одна ситуация. Когда я родила дочку, я на прогулках познакомилась с девушкой из моего же микрорайона, у которой был такой же маленький сын. На прошлой неделе на прогулке с детьми я случайно встретила ее, она тоже гуляла с ребенком. Мы с детьми лазали по детскому городку. В разговоре девушка пожаловалась, что у нее очень малоподвижный сын, который не хочет ходить ногами на прогулке и много времени проводит, играя в игры на планшете. И позавидовала мне, что у меня очень подвижные дети… При этом ее сын (как и моей дочери ему почти 4 года!!!) сидел в коляске с телефоном… И я подумала — у меня действительно подвижные и выносливые дети. Дочь в прошлые выходные прошла 11 километров ногами, участвуя с родителями в соревнованиях. Хотела ли она участвовать в этих соревнованиях? Хотела ли она идти такое расстояние пешком? Чтобы она выбрала, если бы я предложила ей на выбор ехать в коляске с телефоном в руках или идти ногами? Я не знаю. Потому что я ее не спрашивала и такой выбор ей не предлагала… А еще у моих детей была только коляска-люлька — пока они не умели ходить и спали в ней на улице. Как только дети переставали на улице спать — они там начинали ходить. Прогулочных колясок у нас просто не было и нет.

Как писал по этому поводу А. С. Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо..."

Невербалика

Дети еще говорить не умеют, а уже подражают родителям, как те ругаются.

Наша невербалика - тоже пример для наших детей. Дети с нас срисовывают все! Если мама испугалась, значит там страшно, если мама веселая, значит там хорошо. Если вы хотите, что бы ребенок был лидером, что бы ребенок был активным, то показывайте ему: «Все хорошо, страшного ничего нет, мы со всем справимся». «Ошибся – нормально. Ошибаться можно сколько угодно раз, главное - делать выводы и учиться!»

Смотрите за своим лицом. Одна женщина спрашивала меня в Мещере несколько лет назад: «Марина, у меня ребенок всего боится. Он очень тревожный». А я вижу - у неё самой в глазах тревога. Постоянная тревога. И я ей говорю: "У ребенка уменьшится тревожность, когда расслабишься ты". Она меня услышала, и, когда через пару лет мы случайно встретились, она мне сказал: «Марина, - работает, правда». И сама уже - с веселыми живыми глазками. 

А тут уже девочка научилась у родителей многому: и руки в боки, и слова ругачие...

Однако, уважаемые родители, все сложнее. Как бы вы прекрасно и достойно себя ни вели, у вас нет гарантий, что ваши скопируют ваше поведения и сами станут прекрасными и достойными людьми. Смотри об этом статью "Кому подражают наши дети?"

  • Прямые каналы влияния в воспитании ребенка
  • Автор Марина Смирнова

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Мое простое правильное детство"
27 янв. 2018 г.
Я первый ребенок в молодой семье творческих людей, через год и три месяца у меня появился брат. Мы жили с семьей в Туле, сначала в квартире, потом переехали в частный дом, а позже купили дом в пригороде, где я провела свое детство и юношество до момента, когда покинула родительское гнездо. Мои родители имели мастерскую прямо дома, поэтому большую часть времени было их присутствие дома, что позволяло им в перерывах в работе уделять достаточно времени нашему с братом воспитанию.
6Подробнее →
Картинка к "Мое простое правильное детство. Родители (2 часть)"
27 февр. 2018 г.
Можно быть очень творческими родителями, которые придумывают различные полезные и правильные занятия и прививаемые навыки для своих детей, и все это можно приравнять к нулю, если в доме нет соответствующей атмосферы и грамотных принципов взаимодействия у самих родителей.
Картинка к "Дистанция для родителей"
01 окт. 2022 г.
Вырабатывай у себя внутреннее состояние «Нет проблем!». Наша жизнь состоит из череды задач, решение которых нам по силам. Мысли в формате «Задача – Решение»: цель, план действий и выводы на будущее. В вопросах воспитания детей, формат «Задача – Решение» поможет позитивно и конструктивно строить весь процесс взаимодействия, так как само понятие проблемы отсутствует. Ребёнка целесообразно сразу учить решать жизненные задачи, а не избавляться от проблем потом.
Картинка к "Как подготовиться к родительству"
17 июн. 2016 г.
Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой. — Вы иногда публично говорите о том, что сейчас вам хватает мастерства оценить личность даже по фотографии. Можете ли вы, просто взглянув на фотопортрет человека, понять, какое у него было детство? — А какая разница? Важно, каков человек сейчас. Знать прошлое — это под какую задачу? Исследование Дэвида Майерса, изложенное в его учебнике социальной психологии, показало, что события раннего детства практически никакого воздействия на жизнь человека не оказывают, за исключением тех случаев, когда некто верит в это определяющее воздействие, помнит или сочиняет события детства, пережевывает это в сознании чуть ли не ежедневно.
Картинка к "Прямое, непосредственное влияние в воспитании ребенка"
01 окт. 2022 г.
Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, и иногда это самый простой и вполне эффективный метод.
Картинка к "Прямые каналы влияния в воспитании ребенка"
01 окт. 2022 г.
Самые прямые, непосредственные воспитывающие влияния на ребенка - это внушение и впечатление дает запечатление, показ и разъяснение дает понимание, личный пример дает образец перед глазами, вовлечение дает увлечение, приучение формирует привычку. Положительное подкрепление повторений закрепляет результат.
Картинка к "Знать и понимать ребенка. Ситуация 4"
01 окт. 2022 г.
Ребенок чутко улавливает малейшие семейные распри и по-своему глубоко реагирует на них.