Летние каникулы и трудности возвращения в школу

10 июня 2015 г., 15:00

Автор: Надежда Лад, учитель математики и физики

​Дети, также как и взрослые, сталкиваются с трудностями возвращения из отпуска. Конечно же, их главный отпуск - это летние каникулы. И после продолжительных и ярких каникулярных дней, ребята с большой охотой бегут в школу 1 сентября, чтобы встретить добрых друзей и товарищей, чтобы обменяться впечатлениями, чтобы показать себя повзрослевшего и возмужавшего, да и на одноклассников подивиться.

Но уже второго сентября начинаются проблемы. Хочется продолжения праздника жизни, а надо кардинально перестраиваться на серые будни бесконечных уроков, домашних заданий, общественных работ.

Так как же вернуть ученика в ритм их деловой жизни?

Позвольте, а кто сказал, что каникулы – это бесконечное валяние на диване перед телевизором, компьютерные игры до полуночи или купание до посинения в близлежащих водоемах?

​​​​​​​​​​​​​​Нет, уважаемые родители. Вы совершенно неправильно понимаете замечательное слово «каникулы». Каникулы – это всего лишь пропорциональное изменение ученической нагрузки и активности по интересам. Если в дни обучения большая часть времени уделяется самому обучению и только несколько часов отведено позитивному отдыху, то именно в дни каникул большая часть времени должна быть посвящена любимым занятиям. Но и забрасывать книжки, куда подальше, не стоит!

Чтобы возвращение в школу было не тягостным и даже приятным, надо бы соблюдать некоторые рекомендации, исполнение которых позволит ребенку отлично отдохнуть и не растерять, выработанные в течение учебного года «трудовые» привычки.

Режим сна

Режим сна не стоит нарушать даже в летнее беззаботное время. Помните, что выспаться впрок не возможно, и отоспаться за «недосып» во время учебных будней, тоже не получиться. Для полного восстановления сил достаточно 8-10 часов.

Большая ошибка родителей заключается в том, что они «вдруг» разрешают своему чаду сидеть за монитором компьютера, аж, до утренней зорьки, мол, каникулы ведь. А на завтра разрешают валяться в постели до полудня и дольше, мол, пускай отдохнет перед учебой.

Именно ночное бдение и не позволит ребенку отдохнуть, а наоборот выкачает из него всю энергию и в школу он вернется уставшим от отдыха, что, несомненно, скажется на его успеваемости и активной жизнедеятельности​​​​​​​.

Учебная программа

Это только на первый взгляд крылатая фраза: «Нам ничего не задавали!», имеет под собой правдивый характер. Задавали, еще как задавали!

В конце учебного года, наверняка, учителя постарались с домашним летним заданием: чтение книг, сбор гербария, решение задач по развлекательной математике, эссе по историческим местам, нормы ГТО, географические фотозарисовки и другие творческо-познавательные задания. Но почему-то именно эти самые важные и самые интересные «домашки» остаются без внимания, как самих учеников, так и их родителей и воспринимаются как необязательность.

Неплохо чуть подтянуть математику, вспомнить правила русского языка, подучить английский.

Мозги, так же, как и мышцы вянут без нагрузки, а, следовательно, возобновление тренировок и прокачка мозговой активности вызовет не только негативное восприятие учебного материала, но и физическое недомогание. И это состояние будет продолжаться до тех пор, пока учебные «тренировки» не войдут в привычный ритм ученических будней.

Домашние дела и общественная нагрузка

Уважаемые родители, а домашние дела никто не отменял! Обычные детские обязанности по дому не должны списываться со счетов, даже наоборот, можно возложить на ребенка дополнительные поручения, поскольку свободного времени у него в избытке и помощь родителям – важная составляющая воспитания подрастающего поколения.

Кстати, если во время учебного года ученик был ответственен за «Живой уголок» или «Зимний сад», то забывать о животных и растениях совершенно недопустимо. Эти подопечные, они ведь живые и даже летом нуждаются в постоянном заботливом уходе.

Движение и времяпрепровождение на открытом воздухе

Обязательно надо подтолкнуть ребенка к подвижным играм, активным прогулкам, спортивным состязаниям и не только в качестве болельщика, но и участника. Для этого именно родители должны, я подчеркиваю, должны личным примером и даже некоторой степенью принуждения заставить ребенка вести активный образ жизни.

Конечно, проще отдать решение о собственном времяпрепровождении на откуп самого ребенка, но закончится этот эксперимент с выбором плачевно.

Выбор ребенка должен сопровождаться маленькими родительскими хитростями и педагогической мудростью. Надо сделать так, чтобы ребенок, под чутким контролем родителей, выбрал именно то, что считают нужным родители, а не то, что выпадет случайным «орел-решка».

Летняя активность – вот залог успеха успешности предстоящего учебного года. Во что бы то ни стало, но дипломатическими методами, сокращайте пассивный отдых.

Было бы здорово, если каникулярное время детей совпадало с отпуском родителей. Тогда отдых в деревне, на южном морском побережье, в заморских странах, да где угодно, лишь бы подальше от телевизоров и мониторов, подальше от видео просмотров и компьютерных игр.

Общение детей с родителями в тесном семейном кругу принесет максимальную пользу, как ребенку, так и всей семье в целом.

Скоро в школу

​Лето пролетит незаметно. А вот за несколько последних августовских дней, режим бытия ученика должен быть несколько ужесточен. Никаких отговорок, все вовремя: и сон, и домашние дела, и прогулки и увеличение времени на выполнение летнего домашнего задания.

Тогда первосентябрьский день без стрессов для организма и плавно перетечет в школьную будничную жизнь. После грамотного отдыха, конечно, ваш ученик круглым отличником может и не быть, а вот хорошистом он быть обязан!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "25 способов узнать у ребенка, как дела в школе, не спрашивая «Ну как дела в школе?»"
08 сент. 2014 г.
Если вы спросите у ребенка «Ну как дела в школе?», то скорее всего получите ответ: «Нормально». А если вы действительно хотите узнать, как прошел его день, то помогите своему ребенку: задайте такой вопрос, на которые можно будет ответить подробно.
0Подробнее →
Картинка к "Стань отличником и смело иди первый раз в первый класс"
12 июл. 2019 г.
Я уверена, что для наших детишек-первоклашек школа должна стать местом, где радостно и хочется учиться. А мы, родители, можем и должны им помочь. У меня есть способ, я опробовала на своем ребенке и на его друзьях – получилось хорошо. Предлагаю попробовать и вам, это совсем несложно, а детям нравится!
Картинка к "Готовность ребенка к школе"
01 окт. 2022 г.
Готов ли ваш ребенок к школе - вам не сложно определить, посмотрев навыки, которыми ребенок должен владеть. ​Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, Центром практической психологии образования Московской области был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.
Картинка к "Как через инициативу воспитывать разумное послушание"
19 февр. 2016 г.
Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?
Картинка к "Как воспитывать школьников"
16 июн. 2016 г.
Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой: — Вы психолог с огромным опытом. К вам на консультацию приходят как люди старшего поколения, так и дети новой России. Кого воспитывают современные московские школы? — Я не могу говорить о школах вообще, а о классных — вполне! Я и сам учился в хорошей школе, и мои дети окончили замечательные школы. В те годы, когда я был школьником, среди лучших были ребята с развитой ценностной сферой. Дети знали, ради чего жить, имели идеалы, они понимали, что жизнь не сводится к тому, чтобы просто поесть, одеться, «позвездить». У нас в школе был театр, мы много читали, гордились тем, что знаем поэзию, литературу. Мы уважали развитых людей, хотели дотягиваться до их уровня.
Картинка к "Не хочу в школу"
01 окт. 2022 г.
В школу возвращаться категорически отказывается. Очень много читает. Программу создаем "под нее". Учится легко и охотно. Редкие общения со школьными подружками все больше показывают огромный интеллектуальный разрыв между ними.
Картинка к "Ребенок-школьник. Воспитание пониманием"
01 янв. 2010 г.
Человеку 7 лет. Это уже не малыш, который смотрит на родителей с обожанием и доверием, но это еще и не подросток, отчасти автономизировавшийся от родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы к нему относились как к взрослому. А с другой - он становится более чувствительным к проявлению безудержной родительской любви.
Картинка к "Школа, в которую хочется"
01 окт. 2022 г.
Наступает первое сентября - время отдавать ребенка в школу. Моего ребенка, которого я пестовал и о котором заботился с самого его рождения и даже раньше. Я старался дать ему самое лучшее, я оберегал его от плохих впечатлений, я показывал ему мир и людей, и животных, и море, и большие деревья.
Картинка к "Школьные сентябрьские деньки (Н. Лад)"
31 авг. 2015 г.
Ох, как им хочется снова в школу! С каким нетерпением они, наши дети, ожидали начала учебного года, а августовские дни тянулись, как назло, необыкновенно долго! Несколько раз на дню перекладывались учебники, перебирались ручки, тетради и другие письменные принадлежности, примерялась новенькая школьная форма. С каким усердием записывалось в дневник расписание уроков, которое с удовольствием было несколько раз перепроверено.
Картинка к "Школьный стресс"
01 окт. 2022 г.
- Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось! После того как я пошла в подготовительный класс, она сказала, что теперь у меня нет времени на развлечения и что я должна делать уроки. Отныне мне самой надо было читать книги, но у меня ничего не получалось. Тогда мама сказала мне, что я глупая - даже мой пятилетний братишка, и тот уже начал читать. И это правда.
Картинка к "Страх перед школой"
01 окт. 2022 г.
​Существует термин "школьная фобия", что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу.
Картинка к "Учение с увлечением. Советы школьникам"
01 окт. 2022 г.
Как повысить интерес к учебе. Как сосредоточить внимание. Тренируем внимание. Тренируем память. Сколько времени надо продолжать опыт, чтобы выработалась привычка. Как научиться «хотеть». Волевое запоминание. Природа непроизвольной памяти. Память работает, если есть цель, действие и применение. Закономерности волевой памяти. Научиться думать! Как научиться направлять свою волю к цели. Когда вызывают к доске...Контрольная работаДля тех, кто читать не любит. Интеллектуальный фон класса. Как освободить время для общего развития.Отстающие. За дело берется коллектив! Поддержка людей, которые нам дороги. Сколько времени отводить на учебу (работу) Умственный труд. Уроки в школе.
Картинка к "Уроки в школе"
01 окт. 2022 г.
Опыты на себе Первый опыт: когда вызовут отвечать к доске. Отвечаем классу! Сегодня мы не просто ответим урок по химии, мы постараемся убедить весь класс, что вода действительно состоит из двух газов, водорода и кислорода, и по возможности понятно объясним два сложных понятия: анализ и синтез. Догадаемся рассказать ребятам о том, чего нет в учебнике: что анализ и синтез применяется не только в химии, но и в математике, и в истории, и в литературоведении... Всюду, где есть развитие, есть анализ и синтез!