Как вырастить победителя

01 января 2010 г., 05:39

Автор: А. Гиппиуc. Статья написана по книге Виктора Клайна «Как воспитать победителя».

Фильм "Д. Морозов, Китеж"

Фильм "Железная леди"

Бойцы и не-бойцы

Во время войны в Корее военные наблюдатели обнаружили, что солдаты-пехотинцы различаются по тому, насколько часто они применяют оружие при выполнении боевого задания в случае явной необходимости и даже при непосредственной угрозе собственной жизни. Одни делали это уверенно и эффективно, причем никогда не переходя за пределы необходимого, другие не могли заставить себя выстрелить в случае необходимости, но могли открыть ненужную пальбу из-за того, что у них сдали нервы.

Потрясенное командование финансировало широкомасштабное исследование феномена «бойцов и не-бойцов». Исследования длились несколько лет, и в результате были выявлены две группы солдат, радикально отличающиеся друг от друга.

Бойцы были уверенными в себе, адекватными, они действовали в соответствии с ситуацией, никогда не отсиживались за спинами других, всегда оказывали помощь товарищам. Про таких в старых добрых фильмах обычно говорят: «Вот с ним бы я пошел в разведку».

В противоположность бойцам, не-бойцы часто трусили, вели себя неадекватно, могли бросить оружие, сбежать с поля боя, отсидеться в окопе или за спинами товарищей. Они не оказывали помощи другим, были нервными, их называли «слабаками», «хлюпиками».

​​​​​​​Психологи поставили закономерный вопрос: почему они такие разные? Что сформировало настолько различные характеры и поведение?

Оказалось, что большинство победителей воспитывалось в полных семьях. Причем отец был настоящим главой семьи. Он отвечал за семью, принимал решения, поддерживал порядок. Отцовский авторитет был неколебим. При этом у мальчика, которому суждено было стать бойцом, всегда поддерживались с отцом теплые, доверительные отношения. Отец не жалел времени на семью и сыновей, и, как показало исследование, это время окупилось сполна - сыновья такого отца были просто обречены на жизненный успех.

В семье бойца мать всегда воспринималась сыном как мягкая, нежная, заботливая, женственная, пусть даже иногда излишне хлопотливая и несколько заполошная. Словом, семейные роли были распределены традиционно, и эта структура была детям ясна.

Семья бойца отличалась тем, что авторитет родителей был для детей непререкаем, дети ставились в четкие дисциплинарные рамки, всегда имели определенные обязанности и контролировались старшими. При этом атмосфера была не военизированной, а, напротив, теплой, детей любили, к ним прислушивались, им предоставлялось широкое поле деятельности. Детей побуждали пробовать себя в разных областях. При этом родители добивались максимального качества выполнения всех дел, за которые брались их дети.

Напротив, в семьях, из которых вышли не-бойцы, неудачники, процветала безалаберность, "богемность"; у детей, да часто и у взрослых, не было постоянных обязанностей и обязательств перед семьей и окружающими. Часто, хотя и не всегда (примерно в 40% случаев), неудачники воспитывались одной матерью. Но даже если отец и присутствовал в такой семье, то он либо занимал подчиненное положение, был подкаблучником, либо мало интересовался своей семьей и детьми, занимаясь исключительно зарабатыванием денег или какими-либо собственными делами.

Таким образом, исследование установило два основных фактора, благодаря которым из мальчика вырастает боец, победитель: сильный любящий отец и сочетание строгой дисциплины с широким полем разнообразной деятельности ребенка.

Так кто же он, победитель?

Что считать победой, успехом в жизни? Кто-то полагает, что жизнь прожита не зря, если ты нажил богатство или приобрел звания и почет, или достиг вершин власти. Для кого-то успех - эмигрировать в ту же Америку, выйти замуж за принца. Кто-то с удовольствием обойдет всех конкурентов и устроится на высокооплачиваемую работу. Победа? Для кого-то - безусловно. См.

Компетентность победителя

Существует четыре занятия, в которых неудачники компетентнее, чем победители. Это посещение кино, рисование, кулинария и сочинения (правда, чаще всего их компетентность очевидна только для них самих). Во всех остальных жизненных сферах значительно большую компетентность проявляют победители. См.

Дисциплина в разные периоды жизни ребенка

Дети не могут любить и уважать своих родителей, если те слабы и нерешительны. В этом случае они просто садятся им на шею и начинают манипулировать ими без зазрения совести. И не рассчитывайте на то, что у них проснется совесть! Не проснется. Если вы подставите им свою шею, они на нее усядутся и ножки свесят.

Но хуже всего даже не это. Гораздо опаснее то, что подобная схема взаимоотношений станет для ваших детей привычной, и они будуг стараться сесть на шею и манипулировать всеми, с кем будут пересекаться в своей жизни. Недисциплинированные, безответственные, грубые, невоспитанные... Вы лично испытываете симпатию к таким людям? Вот и другие люди не испытывают. Не будем обрекать своих детей на нелюбовь окружающих, а приучим их к дисциплине.

Главное в жизни ребенка – любовь

Все сказанное здесь справедливо при одном непременном условии: если ребенок живет в любящей семье. То есть в такой семье, где любят его самого и всех остальных. Что родители любят своего ребенка, это естественно. О том, как проявлять любовь к нему, написано немало. Но вот что хочется подчеркнуть особенно, это необходимость взаимной любви родителей, которую должны видеть их дети, в которой у них не должно быть ни тени сомнения. См.

  • Цели и направление воспитания детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Формирование у ребенка уверенности в себе"
01 янв. 2010 г.
Одно из наиболее эффективных средств воспитания уверенности в себе состоит в том, чтобы научить ребенка методам компенсации воздействий, неблагоприятных для его самолюбия. Компенсации можно добиться, если уравновесить потери, вызванные недостаточными способностями ребенка, за счет его сильных сторон. Задача родителей - помочь ребенку обнаружить в себе эти сильные стороны и научить его пользоваться ими, причем так, чтобы они приносили ему удовлетворение.
0Подробнее →
Картинка к "Стремление к завоеваниям"
01 окт. 2022 г.
Смысл жизни у каждого свой, но стремление к завоеваниям, стремление оказаться тем, кто в борьбе стал хозяином новых территорий - это стремление знакомо очень многим
Картинка к "Ум полководца (Б.М. Теплов)"
01 окт. 2022 г.
Принято думать, что от полководца требуется наличие двух качеств - выдающегося ума и сильной воли (причем под словом "воля" разумеется очень сложный комплекс свойств: сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т.п.). Эта мысль совершенно бесспорная. Наполеон внес в нее новый важный оттенок: дело не только в том, что полководец должен иметь и ум, и волю, а и в том, что между ними должно быть равновесие, что они должны быть равны: "Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума". Дарования настоящего полководца он сравнивал с квадратом, в котором основание - воля, высота - ум.
Картинка к "Жизненная философия Победителя"
01 окт. 2022 г.
Планку свой жизни каждый человек определяет себе сам, принимая те или иные жизненные убеждения, формируя себя под ту или иную философию жизни. В вас, в ваших убеждениях должно быть записано: "Мир принадлежит мне, и он будет мною завоеван".