Как развивать свою память?

01 января 2002 г., 19:56

Когда проверяют, хорошая ли у вас память, в реальности обычно проверяют не вообще все память, а только ваше умение использовать зрительную и слуховую память. Типовое упражнение:

Как проверить, хорошая ли у вас память? Пусть кто-нибудь для вас напишет на бумаге 20 простых существительных. К примеру, Ложка, Кровать, Гитара, Корабль, Душ, Яблоко, Лампа, Слог, Машина, Ручка, Ухо, Нож, Коробка, Обои, Телефон, Собака, Иллюстрация, Ножницы, Блокнот, Брюки. Изучите список в течение полутора минут, либо пусть его вам кто-то прочтёт медленно два-три раза. Попытайтесь воспроизвести слова по порядку письменно или устно. Если вы запомнили от 18 до 20 слов, у вас отличная память. От 15 до 17 - хорошая память. От 10 до 14 запомненных слов - показатель того, что способности к запоминанию у вас средние. Меньше 10 - вы не умеете пользоваться своей памятью.

Вначале здесь обращение к зрительной памяти, позже - к слуховой. Все.

У каждого человека все типы развиты по-разному, как правило, наиболее развит один или два, реже три, типа памяти. Например, человек лучше запомнит ту или иную информацию, если сможет прочитать её, другой – прослушав тот же самый текст. Очень редко встречаются люди, у которых все типы памяти были бы развиты одинаково хорошо, при этом важно знать, что свою память можно и нужно развивать.

Улучшение своей памяти включает в себя очень разные вещи. Основные из них:


Специальные приемы запоминания

Зачем? Создание мотивации. Если нужно к завтрашнему дню выучить трудный урок, вначале нужно абсолютно внятно себе рассказать, почему именно тебе именно сегодня это всерьез крайне важно и просто необходимо. Если никакой волнующей цели не находится, то в крайнем случае можно и «превратиться» — в учителя, в великого математика, в собеседника для марсианина, который прилетел на Землю, встретил именно нас и мы должны ему кое-что объяснить... Наконец, можно представить себе и самое простое, самое вероятное: что завтра вызовут к доске.

Механическое заучивание меняем на анализ и понимание. Попробуем хотя бы две-три недели не просто читать материал и пересказывать его в уме, а прежде поработать с материалом: сравнить его с прошлым, разделить на части, отметить главное, вложить смысл в каждое слово учебника. Не будем жалеть времени: оно вернется к нам с избытком.

Вариант этого приема - короткий пересказ. В чем обычная беда? Мы пересказываем слишком близко к тексту, а для этого стараемся почти учить его наизусть. Попробуем ограничить себя во времени: берем трехминутные песочные часы, секундомер или просто поставим перед собой будильник. Три минуты — вполне достаточный срок, чтобы сжато, четко и вразумительно пересказать смысл любого учебного текста! Несколько недель таких упражнений с часами — и мы навсегда отучимся зубрить уроки. Но обязательно укладываться в три минуты, и при этом не пропускать ничего действительно важного!

Повторение. Используем каждую возможность для применения нового знания. Начиная параграф, повторим предыдущий. Встретив полузабытый термин, вернемся и восстановим в памяти точное его значение.


Тренировка памяти

Свою память можно развивать, как и другие способности. Самое интересное, что никаких специальных методик обычно для этого не требуется, память тренируется самыми простыми упражнениями: запоминание стихов, запоминание телефонов, запоминание маршрута проезда так, чтобы доехать до нужного места без навигатора. Тем не менее, предложим несколько типовых полезных тренировок.

Тренировки разведчиков. Разведчики тренируют свою память так.

  • Спички. Из коробка, не глядя, берется горсть спичек и бросается на стол. Сколько? Нужно назвать число спичек, кинув на них мгновенный взгляд.
  • Монеты. В коробку кладутся разные монеты: например копейка, три копейки, пятак, гривенник и так далее. Коробка встряхивается, смотрим на расположение монет и коробку закрываем. Теперь из другого набора монет нужно выложить тот порядок, в котором лежат монеты в коробке.
  • Лицо. Быстрый взгляд на человека, после этого нужно описать, а еще лучше зарисовать увиденное лицо… Когда вы поймете, что не помните форму губ, цвет глаз и как выглядит пробор, второй ваш взгляд на человека будет гораздо более точный и внимательный. Делать броски вгляда на человека до тех пор, пока не сможете по памяти воспроизвести лицо человека во всех мелких деталях.

Таких простых упражнений можно придумать множество, главное – не забывать о своем намерении тренировать память...

Другие упражнения:

Восстанавливаем картину дня. Упражнение заключается в описании того, чем занят был ваш вчерашний день по минутам, с тем, чтобы иметь полную картину вашего дня. Если у вас появится "провал" в памяти, займитесь чем-нибудь другим, а через четверть или полчаса попытайтесь вспомнить еще раз.

Заучивание стихов. Слабую память можно развить, заучивая наизусть большие стихотворения и страницы прозы. Ничего, что учитель не задал такого урока, можно выбрать стихи и прозу самому или посоветоваться с кем-нибудь из старших или друзей. У кого хватит прилежания каждую неделю учить наизусть по одному незаданному стихотворению, тот и память свою разовьет прекрасно, и обогатит ее хорошими стихами — они будут поддерживать человека всю жизнь и всю жизнь доставлять радость. На первых этапах выбирайте тех авторов, которые вам больше нравятся. Выучите парочку четверостиший, а через неделю без повторения постарайтесь воспроизвести заученное, увеличивайте объем стихотворений, а потом переходите на авторов, произведения которых менее вам симпатичны – это усложнит упражнение.

Разбор трудного текста. Выберите трудную книгу автора, известного своим сухим или абстрактным стилем. Начните читать десяток предложений. Затем перечитайте каждую фразу, не переходя к следующей, пока не усвоите смысл того, что читаете. Возьмите словарь, если нужно. Читайте в очередной день десяток следующих фраз, перечитывая то, что вы видели в предыдущие дни. В конце первой недели запишите все, что вы запомнили. Это одно из лучших упражнений для развития умственных способностей. Когда вы завершите упражнение, нужно будет его повторять, по меньшей мере, 2 или 3 раза в неделю.


Статьи по теме

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Качество умственной деятельности и психофармакология"
01 окт. 2022 г.
Если вдруг вы на каком-то этапе жизни начинаете замечать, что что-то не в порядке с концентрацией внимания, что-то происходит с гибкостью мышления (не приходят новые интересные варианты), нет ассоциативности (все вылетает из головы, забывается, я не использую свой прошлый опыт), что-то происходит со скоростью мышления (стал хуже соображать, постоянно туплю), то, возможно, вам могут помочь некоторые психофармакологические препараты.
0Подробнее →
Картинка к "Как управлять своей памятью"
01 окт. 2022 г.
Запоминать именно то, что нужно и забывать ненужное или плохое - как?Память имеет свои свойства и закономерности, и если их знать, можно сформулировать законы памяти, помогающие запоминать лучше, больше, крепче и быстрее.
Картинка к "Как запомнить то, что нужно?"
01 окт. 2022 г.
Чтобы лучше и быстрее запомнить то, что вам нужно, все внутреннее превращайте во внешнее! Не надейтесь на свою обычную память - приучайте себя все важное сразу записывать. Договариваетесь о встрече - встречу сразу запишите в календарь. Определили тему выступления - сразу запишите эту тему в своих записях. Если нужно позвонить, тем более в определенное время - сделайте электронные или бумажные напоминалки, чтобы не держать все в голове. Услышали нужную информацию или красивые формулировки - не надейтесь на свою память, проговорите вслух - и сразу все записывайте!
Картинка к "Природа непроизвольной памяти"
01 окт. 2022 г.
С самого рождения начинает действовать наша память и действует безостановочно всю жизнь. А с какого-то возраста каждый помнит все или почти все, что случалось с ним в жизни и что имело значение для его жизни.
Картинка к "Волевое запоминание"
01 окт. 2022 г.
Никуда от этого не денешься! — только волевое, преднамеренное, произвольное запоминание, только изучение материала с прямой целью — запомнить, только оно дает прочное знание, знание навсегда.
Картинка к "Закономерности волевой памяти"
01 окт. 2022 г.
Закономерности волевой (произвольной) памяти изучены в экспериментах лучше всего. Рассказывать о них долго, получится целый том. Поэтому просто перечислим некоторые из тех открытий, которые сделали ученые. Сравним их со своим опытом запоминания.