Как помочь детям подружиться со своими эмоциями. Техника «Светофор»

30 ноября 2019 г., 04:34

Автор: Ирина Николаевна Сарамотина,учитель начальных классов высшей категории

Главное

Зелёного крокодила
Зелёная мама учила:
Можешь ты быть учёным,
Конструктором или поэтом,
Главное
быть зелёным!
Запомни, пожалуйста, это!

Пузатого гиппопотама
Учила пузатая мама:
Можешь ты стать акробатом,
Конструктором или поэтом,
Главное — быть пузатым.
Счастье, сынок, в этом!

А серая мама-мышиха
Мышонка учила тихо:
Можешь ты быть инженером,
Учёным или поэтом,
Главное – быть серым,
Маленьким и незаметным!

(Усачёв)

И моя мама меня учила. Главное – это эмоции. Наполняй ими жизнь. Следуй за эмоциями. Доверяй им. Эмоции – это всё!!!)))

И я усвоила эти уроки.

Каково же было мое удивление, когда я прочитала в книге Н.И. Козлова, что я – это не мои эмоции... что эмоциями можно научиться управлять ...

И как оказалось, это – правда ! )))

С тех пор прошли годы. Я повзрослела, дружу с моими эмоциями, руководствуюсь здравым смыслом. Работаю учителем в начальной школе и делюсь с детьми и взрослыми полезными разумными вещами.

Три года назад я набрала новый класс шестилеток. Работа с ними стала настоящим испытанием и профессиональным вызовом.

Дети вели себя очень эмоционально, рыдали, кричали, кидались учебниками и пеналами, реагировали несоразмерно ситуации, бесконечно конфликтовали.

Конечно, можно было предаться эмоциям вместе с ними. Но я решила действовать, а не реагировать.

И вот я учу детей: ты можешь стать ученым, конструктором или поэтом, главное – включай мозги;) Запомни, пожалуйста, это!

И у меня есть хорошие результаты.

Например, для решения ситуаций с эмоциональными бурями я адаптировала для индивидуальной работы с детьми и для работы со всем классом замечательную технику Дистанции «Светофор эмоций».


Переменка подходила к концу. В класс ворвался разъяренный Сашка. Красный. Задыхается. Кричит.

Я честно внимательно слушаю, что он пытается мне рассказать, и из-за его зашкаливающих эмоций ничего не могу понять.

Оказалось, что мальчишки вчетвером пошли в туалет. После мыли руки. А так как вытереть руки были нечем, то отряхнули воду с рук в раковину. Брызги попали на Сашу и Никиту. Случайно. Никита посмеялся, вытер брызги и пошёл дальше. А Саша «взорвался». Мальчики, которые обрызгали, извинились. А Саша продолжал кипеть и останавливаться не собирался - не хотел, не мог, не знал других вариантов... ???

Вот тогда я вспомнила методику «Светофор», которую успешно применяю для себя. Достала из стола картинку светофора и повесила на доску, достала прищепки, раздала детям и сказала такое вступительное слово:

– Светофор – это метафора нашего общения:

  • Зелёный: мелкие неприятности. Если впереди перекрёсток с зелёным цветом светофора, водители обычно всё равно сбавляют скорость, хотя бы на всякий случай, но машина не останавливается. Неприятно, но это не конец жизни!
  • Желтый: средние неприятности. На жёлтый цвет водитель притормаживает и принимает решение: проезжать или остановиться. Это неприятности, которые, действительно, мешают, но вы в состоянии с ними справиться и преодолеть.
  • Красный: крупные неприятности. На красный свет светофора водитель останавливается. Это очень серьезные и настоящие проблемы. Про них даже можно сказать «конец света».

Сейчас при помощи Светофора мы все, и я вместе с вами, оценим ситуацию, которая случилась с Сашей и Никитой. Прицепите прищепку на тот кружок светофора, который соответствует ситуации, которую мы анализируем и аргументируйте свой выбор.

Первым сделать это я предоставила возможность Саше.

Саша очень возмущённый, фыркающий вышел к доске, недовольно смотрел на тех, кто его обрызгал, просто испепелял взглядом, у меня глазами искал поддержки. Я была доброжелательна, но держала нейтралитет.

Саша сказал категорично: Конечно, это ужас и конец света!!! - и прицепил прищепку на красный.

После него вышли по очереди все ребята класса, высказали своё мнение, аргументировали его и все, как один, прицепили прищепку на зелёный. И даже Никита, которого тоже обрызгали. И я прицепила свою прищепку на зелёный. Доброжелательно и вопросительно посмотрела на Сашу, на Светофор с прищепками, и снова на Сашу, приглашая оценить получившуюся картинку.

Потом я напомнила Саше: Помнишь, несчастный трагический случай, когда девочку из нашей школы сбила машина? Как думаешь, эта ситуация – какой кружок светофора?

Пауза.

И ситуация – «обрызгали нечаянно водой»… – Я побалансировала ладонями, как чашами весов.

Саша завис.

После паузы он сказал, что хочет перевесить свою прищепку на жёлтый. Когда он дошёл до светофора, то перевесил прищепку уже даже на зелёный.

Я поинтересовалась, почему Саша изменил мнение?

Саша сказал, что услышал ребят, увидел Светофор с прищепками, вспомнил девочку, которую сбила машина, подумал и всё понял.

Конечно, я уточнила, что «всё» понял Саша. И услышала достаточно рациональные мысли. И главный вывод: «Оно того не стоило. Ерунда всё это. В следующий раз сделаю, как Никита. И вообще, думать надо».

Эта практика стала уроком не только для Саши, но и для ребят всего класса. Я спросила у каждого ученика класса, что они вынесли из этой ситуации для себя лично.

Ребята моего класса очень полюбили эту технику. Если не справляются с ситуацией сами, бегут ко мне за помощью и просят сделать Светофор.

Так как он у нас востребован (пока), то постоянно висит на видном месте.

Конечно, проблема эмоциональности ещё не решена полностью, но зерно разумного посажено. И это даёт надежду. Вода камень точит.

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что попадая в какую-либо хоть чуть-чуть нестандартную ситуацию, ребёнок неправильно оценивает её значимость, и в результате возникает эмоциональная буря и конфликт, который дети сами не в состоянии разрешить и страдают от этого.

Обрызгали в туалете водой!!! Наступили идущие сзади на пятку, когда шли в столовую!!! В большом скоплении детей зацепили друг друга!!! И множество других, казалось бы незначительных ситуаций, но вызывающих реакцию «Ужас!!!», «Конец света!!!».

Часто дело оказывается в том, ребёнок не может понять: мелочь это или нет? Просто не повезло? Или, действительно, «Ууужас!!!»? А может быть, просто – «ужас»? А может быть все-таки «ерунда»? У детей в опыте нет подходящей поведенческой модели.

Величину произошедшего легче определять в сравнении.

Ребёнка нужно научить определять настоящую величину произошедшего и реагировать соответственно.

Учителям, родителям, психологам – всем, кто сталкивается с проблемой неумения детей разумно оценить ситуацию, взять под контроль эмоции, выбрать оптимальный способ реагирования, я рекомендую технику Светофор. Она помогает научиться детям дружить со своими эмоциями и руководствоваться здравым смыслом.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Эксперимент «Играем в эмоции»"
22 дек. 2017 г.
Дорогие друзья, хочу поделиться с вами нашим экспериментом «Играем в эмоции». Началось все с вебинара Николая Ивановича и с нашей заинтересованности темой «Эмоции», а именно - насколько виртуозно наши дети владеют этой техникой. Испытуемый-доброволец - наша младшая дочь Анника (9 лет), девочка живая, подвижная, активная, увлекается спортом (капуэро), балетом и театром.
0Подробнее →
Картинка к "Как помочь ребёнку оценить свои чувства и эмоции и научить конструктивному реагированию"
27 мая 2019 г.
Я хочу поделиться своим опытом в преодолении одной из проблем, с которой сталкиваются современные родители и учителя: дети не понимают своих чувств и эмоций, дети слишком чувствительны.
Картинка к "Наша Таня громко плачет. Как отучить ребёнка плакать без причины"
29 мая 2019 г.
Я работаю в школе с детьми младшего школьного возраста уже более 20 лет. У меня накопилось много разных школьных историй о трудностях в воспитании детей и способах преодоления этих трудностей...
Картинка к "Эмоции, чувства и состояния детской культуры"
01 янв. 2006 г.
Некоторые эмоции можно, хотя и достаточно условно, отнести к врожденным: врожденная реакция страха высоты, громких звуков, змей, однако основной объем эмоциональной жизни составляют не они, а эмоции приобретенные, выученные, социальные эмоции. Эти приобретенные эмоции также достаточно условно, но можно разделить на две очень большие группы: эмоции детской культуры и эмоции взрослой культуры.
Картинка к "Эмоциональный светофор"
01 янв. 2010 г.
То, что с нами произошло: мелочь или нет? Просто «не повезло» или "ужасно"? Величина происшедшего, размер потери всегда определяется сравнением с чем-то другим.
Картинка к "Как из трагедии сделать приключение?"
05 апр. 2014 г.
На уроке физкультуры Оля неудачно приняла пас во время разминки перед волейболом и повредила палец. Школьная медсестра не может точно сказать, что это – сильный ушиб или перелом. Оля боится перелома, плачет, палец сильно болит, прямо ноет. Решено было поехать в больницу на рентген.
Картинка к "Развитие эмоций и чувств в детском возрасте"
20 февр. 2014 г.
Рождаясь, младенец имеет в своем арсенале только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно – хныканье, плач и ор. (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения). Если родители ленятся или просто не знают, что ребенку нужно например сменить пеленку, ребенок плачем подсказывает родителям, что им сделать нужно.