Как к детям относились в прошлом: история детства
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
ИÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñтва - Ñто кошмар, от которого мы только недавно Ñтали пробуждатьÑÑ. Чем глубже в иÑторию - тем меньше заботы о детÑÑ… и тем больше у ребенка вероÑтноÑÑ‚ÑŒ быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и ÑекÑуально оÑкорбленным.
Ллойд Демоз
Ð’ иÑтории человечеÑтва отношение к детÑм, к детÑтву, в целом Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÐµÐ¹ и детей менÑлиÑÑŒ очень разительно, и чтобы понÑÑ‚ÑŒ ÑегоднÑшний Ñтап нашей жизни, полезно знать, как дела обÑтоÑли в прошлом.
Ð’ античное времÑ, вплоть до IV века н.Ñ. убийÑтво детей ÑчиталоÑÑŒ нормальным. Когда родители боÑлиÑÑŒ, что ребенка будет трудно воÑпитать или прокормить, они обычно убивали его.
Сразу заметим, что вÑе Ñти даты имеют ÑмыÑл в отношении Европы. Ð’ Ðзии, Ðфрике и Ðмерике, тем более в разных регионах, даты ÑовÑем другие. Ð’ РоÑÑии отÑтавание от Европы примерно на 500 лет.
Ð’ древноÑти ребенка легко могли убить из-за физичеÑкого недоÑтатка или из опаÑений, что ребенка будет трудно прокормить. Родители чаще оÑтавлÑли в живых мальчиков, чем девочек.
Семейное пиÑьмецо первого века. Ðвтор-римлÑнин пишет Ñвоей (видимо, любимой) Ñупруге: «ÐŸÑ€Ð¸Ð²ÐµÑ‚Ñтвие Илариона его дорогой ÐлиÑ, а также дорогому БероуÑу и Ðполлинариону. Мы вÑе еще в ÐлекÑандрии. Ðе беÑпокойÑÑ, еÑли Ñ Ð·Ð°Ð´ÐµÑ€Ð¶ÑƒÑÑŒ и оÑтальные вернутÑÑ Ñ€Ð°Ð½ÑŒÑˆÐµ. ПриÑмотри за нашим малюткой. Как только Ñо мной раÑплатÑÑ‚ÑÑ, вышлю деньги. ЕÑли — молю об Ñтом богов — Ñ‚Ñ‹ благополучно родишь, мальчика оÑтавь, а девочку выброÑÑŒ. Ты Ñказала ÐфродизиаÑу, чтоб Ñ Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð½Ðµ забывал. Как Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñƒ забыть тебÑ? Ðе волнуйÑÑ».
Ð’ 79 ÑемьÑÑ…, получивших гражданÑтво Милета около 228-220 гг. до н. Ñ., было 118 Ñыновей и 28 дочерей
Детей чаÑто приноÑили в жертву богам. Такой обычай ÑущеÑтвовал у многих народов: ирландÑких кельтов, галлов, Ñкандинавов, египтÑн, и др. Даже в Риме, оплоте цивилизованного мира, детÑкие Ð¶ÐµÑ€Ñ‚Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÐ»ÐµÐ³Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾ ÑущеÑтвовали.
Умерщвление детей ÑчиталоÑÑŒ нормой вплоть до четвертого века нашей Ñры. Лишь 374 г. н.Ñ. ÑтараниÑми церкви был принÑÑ‚ закон, оÑуждающий убийÑтво детей. Тем не менее, убийÑтво незаконных детей было обычным делом вплоть до девÑтнадцатого века.
Чтобы Ñделать детей поÑлушными, взроÑлые пугали их вÑÑкого рода Ñтрашилищами. БольшинÑтво древних ÑоглашалоÑÑŒ, что было бы хорошо поÑтоÑнно держать перед детьми Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ… демонов и ведьм, вÑегда готовых их украÑÑ‚ÑŒ, ÑъеÑÑ‚ÑŒ, разорвать на куÑки.
Ð’ IV-XIII века н. Ñ. нормальным ÑчиталоÑÑŒ отказатьÑÑ Ð¾Ñ‚ ребенка, отправить его к кормилице, в монаÑтырь или в заведение Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑŒÐºÐ¸Ñ… детей, в дом другого знатного рода в качеÑтве Ñлуги или заложника. Ð’ другую Ñемью ребенка могли продать, он был обычным товаром. Дома к ребенку отноÑилиÑÑŒ как ко взроÑлому человеку, Ñразу нагружали его работой. С трех лет он мог работать на огороде или в доме наравне Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼Ð¸ взроÑлыми.
Ð¢Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ детей была Ñтоль Ñильна, что ÑущеÑтвовала в Ðнглии и в Ðмерике до воÑемнадцатого века, во Франции - до девÑтнадцатого, в Германии - до двадцатого. Ð’ 1780 г. глава парижÑкой полиции дает такие ориентировочные цифры: каждый год в городе рождаетÑÑ 21000 детей, из них 17000 поÑылают в деревни кормилицам, 2000 или 3000 отправлÑÑŽÑ‚ в дома Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñ†ÐµÐ², 700 вынÑнчиваютÑÑ ÐºÐ¾Ñ€Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ†Ð°Ð¼Ð¸ в доме родителей, и лишь 700 кормÑÑ‚ грудью матери.
Дети вÑегда и везде плохо питалиÑÑŒ. Даже в богатых ÑемьÑÑ… ÑчиталоÑÑŒ, что рацион детей, оÑобенно девочек, должен быть очень Ñкудным, а мÑÑо лучше давать в очень небольших количеÑтвах или не давать вовÑе.
Со времен Рима мальчики и девочки вÑегда приÑлуживали родителÑм за Ñтолом, а в Ñредние века вÑе дети, за иÑключением разве что Членов королевÑкой Ñемьи, иÑпользовалиÑÑŒ как Ñлуги. Лишь в девÑтнадцатом веке иÑпользование детÑкого труда Ñтало предметом обÑуждениÑ.
Ð’ Ñредневековье детей чаÑто выводили вÑем клаÑÑом из школы, чтобы они поÑмотрели на повешение, родители также чаÑто брали детей на Ñто зрелище. СчиталоÑÑŒ, что вид казней и трупов полезен Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹.
Роль «Ð¿ÑƒÐ³Ð°Ð»Ð°» Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ в Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð±Ñ€Ð°Ð»Ð° на ÑÐµÐ±Ñ Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒ. ПоÑле Реформации Ñам Бог, который «Ð¾Ð±Ñ€ÐµÐºÐ°ÐµÑ‚ Ð²Ð°Ñ Ð³ÐµÐµÐ½Ð½Ðµ огненной, как вы обрекаете пауков или других отвратительных наÑекомых огню», был главным Ñтрашилищем Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑƒÐ³Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹.
XIV-XVII века - ребенку уже позволено влитьÑÑ Ð² Ñмоциональную жизнь родителей. однако Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð° родителей - «Ð¾Ñ‚лить» его в «Ñ„орму», «Ð²Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ». У филоÑофов от Доминичи до Локка Ñамой популÑрной метафорой было Ñравнение детей Ñ Ð¼Ñгким воÑком, гипÑом, глиной, которым надо придать форму. ПоÑвилоÑÑŒ много руководÑтв по воÑпитанию детей, раÑпроÑтранилÑÑ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ Марии и младенца ИиÑуÑа. а в иÑкуÑÑтве Ñтал популÑрным «Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð· заботливой матери».
До воÑемнадцатого века очень большой процент детей регулÑрно били. ОрудиÑми Ð±Ð¸Ñ‚ÑŒÑ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ разнообразные кнуты и хлыÑÑ‚Ñ‹, палки и многое другое. Даже принадлежноÑÑ‚ÑŒ к королевÑкой Ñемье не оÑвобождала от побоев. Уже будучи королем, Людовик XIII чаÑто в ужаÑе проÑыпалÑÑ Ð¿Ð¾ ночам, Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ñ ÑƒÑ‚Ñ€ÐµÐ½Ð½ÐµÐ¹ порки. Ð’ день коронации воÑьмилетнего Людовика выÑекли, и он Ñказал: «Ð›ÑƒÑ‡ÑˆÐµ Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð¹Ð´ÑƒÑÑŒ без вÑех Ñтих почеÑтей, лишь бы Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ Ñекли».
Только в Ñпоху Ð’Ð¾Ð·Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтали вÑерьез поговаривать, что детей не Ñледует бить так жеÑтоко, и то люди, говорившие Ñто, обычно ÑоглашалиÑÑŒ Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ñтью Ð±Ð¸Ñ‚ÑŒÑ Ð² разумных пределах.
До воÑемнадцатого века детей не приучали ходить на горшок, а Ñтавили им вмеÑто Ñтого клизмы и Ñвечи, давали Ñлабительное и рвотное, незавиÑимо от того, были ли они здоровы или больны. СчиталоÑÑŒ, что в кишечнике детей таитÑÑ Ð½ÐµÑ‡Ñ‚Ð¾ дерзкое, злобное и непокорное по отношению ко взроÑлым. То, что иÑÐ¿Ñ€Ð°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ° плохо пахли и выглÑдели, означало, что на Ñамом деле где-то в глубине он плохо отноÑитÑÑ Ðº окружающим.
XVIII век - родители ÑтараютÑÑ Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑти влаÑÑ‚ÑŒ над его умом и уже поÑредÑтвом Ñтой влаÑти контролировать его внутреннее ÑоÑтоÑние, гнев, потребноÑти, маÑтурбацию, даже Ñаму его волю. Когда ребенок воÑпитывалÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ родителÑми, его нÑнчила Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ; он не подвергалÑÑ Ð¿ÐµÐ»ÐµÐ½Ð°Ð½Ð¸ÑŽ и поÑтоÑнным клизмам; его рано приучали ходить в туалет; не заÑтавлÑли, а уговаривали; били иногда, но не ÑиÑтематичеÑки; наказывали за маÑтурбацию; повиноватьÑÑ Ð·Ð°ÑтавлÑли чаÑто Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ Ñлов, а не только угрозами. Ðекоторым педиатрам удавалоÑÑŒ добитьÑÑ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ³Ð¾ ÑƒÐ»ÑƒÑ‡ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹ родителей о детÑÑ… и, как ÑледÑтвие, ÑÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñкой ÑмертноÑти, что положило оÑнову демографичеÑким изменениÑм XVIII века.
Попытки ограничить телеÑные Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ делалиÑÑŒ и в Ñемнадцатом веке, но Ñамые крупные Ñдвиги произошли в воÑемнадцатом Ñтолетии. Ð’ девÑтнадцатом веке Ñтаромодные порки начали терÑÑ‚ÑŒ популÑрноÑÑ‚ÑŒ в большей чаÑти Европы и Ðмерики. Ðаиболее затÑжным Ñтот процеÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»ÑÑ Ð² Германии, где в анонимных иÑÑледованиÑÑ… до Ñих пор 80% родителей признаютÑÑ, что, неÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° законодательный запрет, бьют Ñвоих детей.
Когда церковь переÑтала возглавлÑÑ‚ÑŒ кампанию по запугиванию, поÑвилиÑÑŒ новые Ñтрашные перÑонажи: приведениÑ, вервольфы и др. «ÐÑнька взÑла моду утихомиривать капризного ребенка Ñледующим образом. Она нелепо нарÑжаетÑÑ, входит в комнату, рычит и вопит на ребенка мерзким голоÑом, раздражающим нежные детÑкие уши. Ð’ Ñто же времÑ, Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð¹Ð´Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¾, жеÑтикулÑцией дает понÑÑ‚ÑŒ ребенку, что он будет ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ð»Ð¾Ñ‡ÐµÐ½».
Традиции Ð·Ð°Ð¿ÑƒÐ³Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ Ñтали подвергатьÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð°Ð´ÐºÐ°Ð¼ лишь в девÑтнадцатом веке.
Почти вÑемирным обычаем было ограничение Ñвободы движений ребенка различными приÑпоÑоблениÑми. Важнейшей Ñтороной жизни ребенка в его ранние годы было пеленание.
Как показали поÑледние медицинÑкие иÑÑледованиÑ, Ñпеленутые дети крайне паÑÑивны, Ñердцебиение замедленно, кричат они меньше, ÑпÑÑ‚ гораздо больше, и в целом наÑтолько тихи и вÑлы, что доÑтавлÑÑŽÑ‚ родителÑм очень мало хлопот.
Когда ребенок выходил из пеленочного возраÑта, к нему применÑли другие ÑпоÑобы Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð½Ð¾Ñти, в каждой Ñтране и Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¹ Ñпохи Ñвои. Иногда детей привÑзывали к ÑтульÑм, чтобы они не могли ползать. До девÑтнадцатого века к одежде ребенка привÑзывали помочи, чтобы лучше Ñледить за ним и направлÑÑ‚ÑŒ в нужную Ñторону.
XIX век - Ñередина XX. ВоÑпитание ребенка заключаетÑÑ ÑƒÐ¶Ðµ не Ñтолько в овладении его волей, Ñколько в тренировке ее, направлении на правильный путь. Ребенка учат приÑпоÑабливатьÑÑ Ðº обÑтоÑтельÑтвам, Ñоциализируют. Ð’ девÑтнадцатом веке отцы Ñтали гораздо чаще выказывать Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ðº Ñвоим детÑм, иногда даже оÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ от хлопот, ÑвÑзанных Ñ Ð²Ð¾Ñпитанием.
До двадцатого века маленьких детей было принÑто оÑтавлÑÑ‚ÑŒ одних. Родители редко заботилиÑÑŒ о безопаÑноÑти детей и предотвращении неÑчаÑтий.
Когда наказание битьем Ñтало выходить из моды, потребовалоÑÑŒ другие наказаниÑ, чтобы делать детей поÑлушными. К примеру, в воÑемнадцатом и девÑтнадцатом веках Ñтало очень популÑрном запирать детей в темноте.
С Ñередины XX века популÑрным Ñтал помогающий Ñтиль. Ðтот Ñтиль оÑнован на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает Ñвои потребноÑти на каждой Ñтадии развитиÑ. Ð’ жизни ребенка учаÑтвуют оба родителÑ, они понимают и удовлетворÑÑŽÑ‚ его раÑтущие индивидуальные потребноÑти. Ðе делаетÑÑ Ñовершенно никаких попыток диÑциплинировать или формировать «Ñ‡ÐµÑ€Ñ‚Ñ‹». Детей не бьют и не ругают, им прощают, еÑли они в ÑоÑтоÑнии ÑтреÑÑа уÑтраивают Ñцены. Родители Ñтали Ñчитать нормальным, еÑли они не Ñтаршие в Ñемье, а Ñлуги детей. Ð’ наше Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð²Ñе чаще и чаще главным в Ñемье ÑтановитÑÑ - ребенок.
Ð’ подготовке Ñтатьи иÑпользованы материалы Ллойд Демоз «ÐŸÑихоиÑториѻ (глава «ÐÐ²Ð¾Ð»ÑŽÑ†Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñтва»)