Как дети учатся бояться, или Научение страхам у детей

11 ноября 2014 г. в 15:47

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У основной массы младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, осторожность перед высотой и естественный протест против боли. Врожденная боязнь темноты, змей и тараканов у младенцев встречается крайне редко.

Фильм «Корчак»

Джон Уотсон, отец бихевиоризма, полагал, что у младенцев есть лишь несколько врожденных страхов, и из них два важнейших — это страх громкого шума и страх утраты заботы. Буквально все остальные страхи, по его мнению, приобретены в результате обусловливания. Что показала экспериментальная проверка? 

Эксперименты показывают, что основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей — это результат научения. Однако нужно различать: способность бояться — врожденная способность младенцев, а список «чего я боюсь» — повторяю, является результатом научения.

Фильм «Шоколад»

Конкретнее, он формируется на основе присвоение привлекательных образцов, некритическое усвоение внушений окружающих наработка собственного жизненного опыта, как качестве инструментов манипуляций.

При том, что чувство страха — базовая, врожденная эмоция, врожденной является только способность бояться, способность замирать или убегать от опасности. Но от чего нужно замирать, при виде чего необходимо убегать — этот список врожденным не является.

У некоторых маленьких детей есть врожденная предрасположенность бояться темноты, тараканов, змей и некоторых других потенциально опасных обстоятельств. Однако в многообразии детских страхов это очень небольшая категория, да и превратится ли предрасположенность бояться в настоящий страх — зависит также от обстоятельств жизни и действий родителей.

Чего бояться (тараканов или Бармалея) — в организме ребенка определенным образом не задано, и список Страшного создается, как правило, в результате социального научения.

Джон Уотсон, отец бихевиоризма, полагал, что у младенцев есть лишь несколько врожденных страхов, и из них два важнейших — это страх громкого шума и страх утраты заботы. Буквально все остальные страхи, по его мнению, приобретены в результате обусловливания. Что показала экспериментальная проверка?

Мир эмоций: искусство быть счастливее. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов

Кто же учит наших детей тому, чего нужно бояться, что такое — «страшное»? Ответ — культура, в которой растет ребенок. В разных культурах бытуют разные представления о том, что такое страшное и нет, чего надо и чего не надо бояться.

Действительно, нужно ли бояться большого бородатого дядьку с громким голосом в красном халате, который все время стучит палкой по полу? — Нет, он не страшный, а добрый, это Дедушка Мороз!

Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что — полный кошмар. Дети учатся принятому рисунку страха: с какими словами, с каким лицом и с какими вскрикиваниями нужно бояться в разных ситуациях, как принято бояться тараканов, а как — бояться учительницы.

Кроме культуры, детей учат бояться их родители, и в какой-то части это совершенно нормально и оправдано. Головы у маленького ребенка еще нет, и если ребенок не будет бояться попасть под машину, переходя улицу, то слишком высока вероятность, что ДТП произойдет. С другой стороны, чем более тревожны родители, тем менее обоснованы их страхи, но тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!», «От этого — надо убегать», «Это — сильнее тебя».

Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Внушения могут быть явными и нет, но в сумме с подкреплениями они формируют то или иное мировоззрение ребенка. Дети осваивают принятые страхи.

Научение страхам идет во многом за счет естественных внушений: не только словами, но самой ситуацией, в том числе естественной реакцией родителей.

Ребенок упал — это страшно? Ребенок еще этого не знает. Если родители внушают, что это страшно, ребенок это усвоит и начнет падений бояться. Теперь он знает: «Падать — это страшно!» Если же ребенка научить, что падать — это интересно, маленький будет бегать и падать без страха, а с интересом.

Ну а кроме культуры и родителей, детей учат страхам сами дети: и окружение наших детей, и каждый ребенок самостоятельно. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся.

Рассказ: «История, которую тоже наблюдал сам. Есть две сестры, младшая и старшая. Когда младшей было около 3 лет, она спокойно и с любопытством разглядывала пауков, двуххвосток, и прочую насекомую бытовую живность. Запросто могла взять всё это в руки. Потом проходит примерно 2 недели, и при очередном появлении насекомого — стандартный девчачий визг. Стали ли при этом насекомые опаснее? Нет, это просто такое поведение и такая реакция были заимствованы у старшей сестры».

Пишет С.А., студентка УПП: «Моя пятилетняя дочь подсмотрела в мультсериале «Винкс», как одна из героинь выражает свое недовольство, когда у нее что-либо не получается. Сначала я увидела это на моей дочери, когда у нее не получилось вырезать ровно буквы, а затем случайно увидела шаблон в мультике, с которого она это срисовала. Персонаж при неудаче сжимал кулаки и резко опускал руки вниз, издавая при этом гневное рычание при стиснутых зубах. А я долго удивлялась, откуда у нее такая реакция?»

Начинается это как игра, но дети легко заигрываются, особенно если игра в страхи оказывается для них выгодной. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся — тревожными.

Тревожность одного легко, как вирус, передается другому. Тревожность родителей легко передается детям, хотя умные дети иногда этому сопротивляются... — смотри видео из фильма «Шоколад».

В результате дети, пока по своей инициативе, когда с помощью родителей, друзей, фильмов и СМИ учатся боятся и скоро становятся умельцами бояться.

Резюме

Дети боятся тогда, когда их к этому приучили и им это разрешают. Дети в режиме свободного или попустительского воспитания сами выбирают, чего им боятся, и список их страхов может быть очень велик, произволен и удобен лично им. Хорошо воспитанные дети боятся только того, что сказали им боятся родители, а к остальным вещам относятся без страха, а как надо — с вниманием, осторожностью и интересом. Воспитанный ребенок не может быть трусом: он умный и разумно осторожный, при этом решительный и смелый. Вы согласны?

  • Детские страхи
  • Автор Н.И. Козлов
  • Социальное научение
  • Внутренние выгоды негативных состояний

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Детские страхи"
01 янв. 2006 г.
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться. Важно: детские страхи - это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как "страшное". Кроме того, в каждом страхе есть и записанная реакция, алгоритм внутреннего поведения.
1Подробнее →
Картинка к "Диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста"
22 мар. 2013 г.
Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокойством, нервозностью, стремлением выйти из неприятной ситуации. Проблемой страха занимались такие известные ученые и исследователи как Ч. Спилбергер, Э. Фромм, Ф. Риман, К. Э. Изард, А. П. Захаров и др.
Картинка к "Как снимать детские страхи"
01 янв. 2010 г.
У мужчин и женщин разные подходы к страхами у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать.
Картинка к "Обусловливание повышает чувствительность к уже существовавшим страхам (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Джон Уотсон, отец бихевиоризма, полагал, что у младенцев есть лишь несколько врожденных страхов, и из них два важнейших — это страх громкого шума и страх утраты заботы. Буквально все остальные страхи, по его мнению, приобретены в результате обусловливания. Чтобы доказать свою точку зрения, Уотсон и его студентка Розали Райнер продемонстрировали выработку условной реакции страха у 11-месячного младенца Альберта Б. (Watson & Rayner, 1920).
Картинка к "Работа со страхами у детей"
07 янв. 2006 г.
У мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи - реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.
Картинка к "Страхи"
01 янв. 2010 г.
Страхи, как житейское понятие, имеет два основных смысла.
Картинка к "Тревожность"
01 окт. 2022 г.
Тревожность — склонность бояться, ожидать Страшное, видеть возможные опасности и неудачи. Для переживательной личности тревожность - это тяжелое негативное переживание.