И о чем мы будем сегодня разговаривать?

21 ноября 2014 г., 06:15

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

«Мой отец во время обеда всегда старался избрать какую-нибудь интересную или полезную тему, чтобы развивать ум своих детей. Таким путем он обращал наше внимание на добрые дела и на справедливые и благоразумные поступки» — писал в своей автобиографии Бенджамин Франклин. Вопрос: смогут ли ваши дети написать такое же о вас?

На самом деле — тут два вопроса. Первый вопрос — есть ли у вас в семье традиция на завтрак, обед или ужин собираться всем вместе? Мы это делаем всегда. Ну, почти всегда. Утром, если нужно убегать быстро и в разное время, вместе получается не у всех. Но любая возможность собраться вместе, всей семьей — у нас используется обязательно.

А у вас?

А второй вопрос — а что вы делаете вместе, когда вместе собираетесь за столом? О чем вы разговариваете за обедом или ужином? В семье Бенджамина Франклина тему задавал отец, и это тема была не случайной, а содержательной, развивающей кругозор и ум. От разговоров была не только радость, но и результат.

А у вас? А какие результаты от ваших общесемейных встреч за столом?

Много лет мы с женой заботились о том, чтобы за столом у нас было легко и весело. Наши дочки щебетали, когда-то рассказывали школьные анекдоты, когда-то препирались между собой и с удовольствием обижали друг друга (это их такое развлечение), но поскольку все происходило беззлобно и симпатично, нас всех это устраивало. Так проходили годы. Девочки выросли, и вдруг, слушая их комментарии к уже взрослыми ситуациям, я понял, что они всё равно остались детьми. Оказывается, я не научил их думать. Пока год за годом они щебетали, они учились только щебетать. А думать – это другое. Я их этому не учил, и думать они не научились…

Хорошо! Значит, у нас в семье будут новости.

С тех пор у нас в семье есть порядок: за столом – никакого трёпа. Сели, ну ладно пару фраз бытового характера, затем любой из нас задает вопрос: «У кого сегодня какая тема? Что будем обсуждать?» По сути, определяется повестка. Тему определили – всё, теперь никакого трепа, теперь говорим только по делу, обсуждаем вопрос. Обсуждаем внимательно, вместе уточняем тезисы и формулировки, разбираем обоснования и ищем решение. Учимся корректно формулировать свою мысль, не перебивать собеседника, соглашаться с разумным, не отклоняться от темы — учимся грамотно думать.

На самом деле, это не обязательно делать занудно: легкий юмор прекрасно сочетается с серьезностью разговора. Содержание — серьезное. Форма — живая.

Было бы неправдой сказать, что все члены нашей семьи этот новый порядок сразу приняли с восторгом, однако дело скоро наладилось. Оказалось, что на самом деле нам есть что обсудить, мне оказывается есть что рассказать, и несколько вдруг случившихся глубоких обсуждений показали нам, что говорить всерьез гораздо интереснее легкого трёпа. Оказывается, думать — интересно!

А самое любопытное и неожиданное, что по прошествии времени стало ясно — наши отношения стали теплее и ближе. Прошедший год для наших отношений дал нам больше, чем полтора десятка лет до этого. Мы стали больше друг другу доверять, лучше друг друга понимать – и уважать друг друга. А это дорогого стоит.

Вопрос: а какой опыт ваш? Вы так пробовали? Попробуете? Сделаете? И чем получится похвалиться?

 


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

 

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

 



 

 

  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "О чем говорить с родителями. Эксперимент. Часть 1"
23 нояб. 2020 г.
О чем хотят и не хотят говорить друг с другом подростки и взрослые? Автор знакомит читателей с результатами первой части опроса на эту тему.
1Подробнее →
Картинка к "Анатомия семейного общения"
01 янв. 2013 г.
Образовалась семья. Они нашли друг друга. Правдами и любовями они оказались вместе, все официальные визиты завершены, дверь приятно закрылась за последним откормленным гостем, можно начи-нать семейную жизнь. А это — как? Что делать-то? Самое понятное нередко оказывается самым загадочным. Давайте разбираться.
Картинка к "Как разговаривать с детьми-подростками"
31 июл. 2020 г.
В хороших семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как со взрослыми.
Картинка к "Общение ребенка с взрослым"
01 окт. 2022 г.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства.
Картинка к "Отсутствие навыков общения у детей"
01 окт. 2022 г.
Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Дэнни - как раз такой ребенок. Это сообразительный, живой трехлетний мальчишка, который посещал утренние занятия в подготовительном классе пять раз в неделю. Дэнни очень хотелось иметь друзей, но у него из этого ничего не получалось.
Картинка к "Потребность в общении"
01 окт. 2022 г.
Людям общаться хочется. Можно назвать это желанием потрепаться, можно назвать - потребность в общении. Как формируется потребность в общении, от чего зависит и как к этому относиться?
Картинка к "Потребность в общении (Лисина)"
01 окт. 2022 г.
Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.
Картинка к "Приучение к разумному общению"
01 янв. 2005 г.
Общение с некоторыми людьми сопровождается обидами, возмущениями, истериками и другими эмоциональными выплесками. Если так ведет себя близкий для вас человек, и общение между вами неизбежно хотя бы потому, что вы этого хотите, у вас три возможности сделать общение между вами более разумным: задать формат, обсудить происходящее, приучать к стилю и привычке разумного общения.
Картинка к "С детьми можно разговаривать"
31 дек. 2011 г.
Дети, особенно когда сильно расшалились, не всегда понимают разговор по хорошему, но, с другой стороны, если их только наказывать и с ними не разговаривать, они никогда нормальных разговоров понимать и не будут. Как бы вы ни сердились на ребенка, как бы это (вдруг!) не было для вас непривычно, с детьми нужно - разговаривать!