Генетические основы характера

01 октября 2022 г. в 21:29

Редактор статьи: Н.И. Козлов

Генетические основы характера - существуют ли?

Да, существуют. Основания:

  • сходство характеров, прослеженное в родословных линиях многими авторами;
  • связь характера, особенно в его патологических формах, с телесной конституцией (Кречмер, Шелдон и др.);
  • раннее появление и стабильность свойств аномальных характеров в течение жизни;
  • результаты исследований нормальных характеров с применением близнецового метода.

В одном из таких исследований сопоставлялись некоторые черты характера однояйцевых близнецов, разлученных в раннем детстве и воспитанных врозь, и сиблингов, воспитывавшихся вместе. Результаты оказались следующими (см. табл. 3, цит. по [89]).

Таблица 3. Коэффициенты корреляции свойств характера внутри пар близнецов и сиблингов

Как видно, сиблинги показали удивительно низкую корреляцию, однояйцевые близнецы — достаточно высокую. Эту сильную разницу в результатах можно объяснить общей генетической основой характера у однояйцевых близнецов.

Еще данные:


"Интернальность и способность к саморазвитию частично определяется наследственностью – на 59%, и практически не поддаются влиянию среды. Следование нормам в большей мере обусловлено семейной средой".

LOEHLIN J.C., GOUGH H.C. Genetic and environmental variation on the California psychol. inventory / J. Person. assessment. 1990, № 3-4, p. 463-468. (Генетические и средовые влияния на личностные свойства, определенные по векторным шкалам CPJ). /Реферат. Ж. 95. Психология. 1991, № 11


"Показатель наследуемости качества «операциональная независимость», в виде стремления самому одеваться, шнуровать ботинки и т.п. у детей – 58 %".

LYTTON H. Parent-Child Interaction/ N.J, L., 1980.


"…семь черт встречаются и у человека, и у обезьяны: уровень активности, уровень страха, импульсивность, общительность, заботливость, агрессивность и доминантность (A.H. Buss, 1988 - BUSS A.H. Personality: Evolutionary heritage and human distinctiveness. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1988). Какие-то из этих черт связаны с просоциальным поведением, другие – с тем, как мы пытаемся разрешать конфликты с окружающими или боремся за власть"

Первин Л., Джон О. Психология личности. М.: Аспект Пресс 2001, с.298-299


«Значимые индивидуальные различия существуют потому, что они играли определенную роль в процессе естественного отбора (D.M. Buss, 1991,1995 - BUSS D.M. Evolutionary personality psychology/ Annual Review of Psychology, 1991, 42, p. 459-492). …Предположительно эти индивидуальные различия связаны с такими базовыми эволюционными задачами как выживание и воспроизведение рода. Такие черты, как экстраверсия и эмоциональная стабильность (в противоположность невротизму), могут быть особенно важны для подбора партнеров (Kenrick et al., 1990), а сознательность и доброжелательность – для выживания группы. …Предпринята попытка укоренить теорию личности в биологических принципах, объединяющих человека с другими биологическими видами»

Первин Л., Джон О. Психология личности. М.: Аспект Пресс 2001, с.299.


"Нет никаких оснований считать, что мы по каким-то причинам не попадаем под действие организующих сил эволюционного естественного отбора. У теорий личности, не согласующихся с теорией эволюции, мало шансов оказаться истинными". (D.M. Buss - BUSS D.M. Evolutionary personality psychology/ Annual Review of Psychology, 1991, 42, p. 461.)


350 пар однояйцевых близнецов – опросник Теллегена для изучения 11 черт характера. Вывод: наследственность оказывает более сильное влияние на формирование характера ребенка, чем воспитание. Стремление к лидерству (социальная активность) – на 61% определяется генами, традиционализм–радикализм – на 60%, уязвимость стрессам, самоуглубленность и отчужденность (обидчивость) – все на 55%, оптимизм и жизнерадостность – на 54%, тенденция избегать неприятностей, риска – на 51%, агрессивность – на 48%, стремление к успеху – на 46%, самоконтроль (все по плану) – 43%, потребность в общении – 33%.

БУШАР Т.Е. с соавт. (BOUCHARD T.E. et al) Источники психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитывающихся порознь / Реферат. Ж. 95. Психология. 1991, № 10, с. 2


Экстраверсия (общительность) и нейротизм (негативная эмоциональность) на 50% определяются генотипом​ - Айзенк Г., Пломин Р., Басс.. Обследование более 25 000 пар близнецов разного возраста. Подтверждается теория ЭАО Басса и Пломина, что эмоциональность, уровень активности и общительность являются наиболее наследуемыми чертами.


Нет ли здесь биологизации личности?

Нет.

Когда речь идет о биологических или генетических основах индивидуальности, то эти «основы» обсуждаются в отношении характера, а не личности, а если говорить более точно, то в отношении темперамента. Сошлемся на самого «ярого конституционалиста» Э. Кречмера, который пишет, что именно темпераменты составляют ту часть психического, которая «...стоит в корреляции со строением тела» [45, с. 246]. В характер же, по его словам, входят также «...экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции» [45, с. 245]. Из приведенных слов видно, что точка зрения Э. Кречмера практически ничем не "отличается от понимания темперамента как генотипа и характера как фенотипа, предложенного И. П. Павловым.

Если признать, что биологические, и даже генотипические свойства организма определяют темперамент, а последний составляет «основу» характера, то естественно рассматривать определённые свойства организма как органическую базу характера. При этом, имея в виду опосредствование условиями жизни, правильнее было бы говорить о них как о биологических или генотипических предпосылках характера.

Нужно заметить, что авторы типологий обращают большое внимание на выделение базовых «измерений» характера, или свойств темперамента, отличающих каждый тип. (Примерами могут служить эмоциональная теплота циклоидов и холодность шизоидов, повышенная чувствительность и истощаемость астеников, сила влечений и вязкость аффектов эпилептоидов и др.). Проводя такую работу, психологи оказывают неоценимую услугу физиологам, подсказывая, в каких структурах и функциях следует искать биологические корреляты основ характера.

Утверждается ли при этом генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы?

Нет.

Признание генетических предпосылок характера ни в коем случае не означает утверждение его генетической предопределенности. Согласно положениям современной генетики наследуется лишь «норма реакции», т. е. набор различных способов реагирования на средовые влияния. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условии среды. Поэтому при обсуждении проблемы формирования характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический, ни средовой факторы.

И действительно, изучение крайних аномалий характера заставляет предположить, что в ряде случаев относительно больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, в других случаях — средовой фактор.

Так, в психиатрической литературе описаны «истинные», или «ядерные», психопатии, в происхождении которых решающая роль отводится неблагоприятной наследственности. В этих случаях удается установить наличие того же типа характера у родителей, сибсов и у родственников по боковым линиям. Отмечается также раннее проявление аномалий характера и их относительная неизменность в течение жизни. Наконец, установлено, и это важно подчеркнуть, что психопатии могут возникать даже при самых благоприятных условиях воспитания [105].

Вместе с тем известны случаи прямо противоположного смысла: к формированию психопатий могут привести исключительно тяжелые социальные условия при совершенно нормальном исходном фоне. Ту же роль могут сыграть биологически вредные средовые воздействия (мозговые травмы, инфекции), особенно пришедшиеся на пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды [40; 105].

Наконец, среднее положение занимают случаи (их большинство), при которых, по словам А. Е. Личко (Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. - Л.,1983, С.19), «семена дурных средовых воздействий упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву», т. е. при генетической предрасположенности ребенок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт характера. Итак, анализ проблемы «биологических основ характера», приводит нас к следующим выводам.

Во-первых, детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий. Во-вторых, степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень различной. В-третьих, генотипические и средовые влияния на характер могут, так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или по крайней мере не привести к патологическим отклонениям характера.

Все эти выводы очень важны для психологии. В частности, они заставляют выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания, учитывающих и, возможно, корригирующих эти отклонения.

  • Генетика
  • Характер

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Можно ли менять свой характер, и как"
01 янв. 2005 г.
Можно ли менять свой характер? Можно, но не для всех это просто.
28Подробнее →
Картинка к "Эпигенетика и переворот в мышлении психологов-практиков"
06 мар. 2020 г.
Благодаря термину «эпигенетика», мы можем понять, каким образом воспитание родителей превращается в изменённые гены у ребёнка.
Картинка к "Что определяют наши гены. Генетика человека"
01 янв. 2006 г.
Что определяют наши гены? Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму.
Картинка к "Гены"
01 окт. 2022 г.
Гены — участок молекулы ДНК, который отвечает за построение одного белка или РНК организма. Гены отвечают за врожденные особенности, психотип и здоровье ребенка. Гены передают программы в большей степени не следующему поколению, а через поколение, то есть ваши гены будут не у ваших детей, а у ваших внуков. А у ваших детей - гены ваших родителей.
Картинка к "Характер, который мы выбираем"
01 февр. 2015 г.
Характер в узком смысле слова (и в повседневной речи) - естественные для человека особенности его поведения, делающие его ситуативно легким или трудным для других. В более широком значении слово "характер" используется как синоним термина "психотип". В этом случае характером называют совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека в определенной ситуации.
Картинка к "Можно ли менять свой темперамент?"
01 янв. 2006 г.
С одной стороны, темперамент как склонность человеку задается генетически, от рождения.
Картинка к "Плохая генетика и воспитание"
01 окт. 2022 г.
Хорошие родители редко оставляют своих детей, поэтому дети из интернатов часто имеют плохую генетику - не только по здоровью, но и по склонностям и чертам характера (исследования показали, что проблемы детей во многом обусловлены наследственностью