Эффективные разборки против веселых детских драк

25 ноября 2014 г., 11:13

​​​​​​​Кроме правила «Стоп!», для уменьшения количества драк, вы можете использовать в своей семье (или в классе) метод «Будем разбираться» (подходит для возраста 5-8 лет). Он достаточно эффективный, а процедура – следующая.

Вначале драку нужно прекратить: это можно сделать голосом, можно физически разнять их и встать между ними, при этом желательно одной рукой держать за руку одного, другой - другого. Теперь все должны успокоиться, и вы в том числе. Как все успокоились и замолчали, вам всем нужно переместиться в специальное место, где можно неторопясь поговорить. В любом случае, позаботьтесь о том, чтобы вы спокойно сидели, а два бойца стояли перед вами в некотором отдалении друг от друга. Назовем их Ваня и Саша.

Теперь даёте задание, интонация спокойная, без недовольств и обвинительности: «Ваня, ты старший, поэтому первое задание тебе: тебе нужно будет мне рассказать, что произошло и почему вы начали драться. Подумай, как ты мне это расскажешь. Саше задание другое: когда Ваня будет рассказывать, твоя задача молчать, что бы Ваня тут ни говорил, и ни в чем его не поправлять. Позже все расскажешь ты, а пока твоя задача молчать и тренировать выдержку. Справишься?»

Внимание! Надеюсь, вы понимаете, что разбираться «кто прав или виноват» в драках между детьми - дело гнилое, практически нереальное, поэтому настоящий смысл предстоящей процедуры, видимо, в чем-то другом. Как вы думаете, в чем?
Попробуйте как-нибудь действительно все это сделать вместе с детьми, и вы поймете очень многое. Вы поймете, что слушающему (Саше) сдерживаться очень сложно: рассказчик (Ваня) будет рассказывать так, будто он ни в чем не виноват, будто все случилось из-за Саши; Ваня непременно что-то важное забудет, а что-то несуществующее придумает… Но – Саше нужно держаться. Отличная тренировка! С другой стороны, вы в это же время учите и тренируете Ваню: учите его излагать происшедшее спокойно и последовательно, в репортажном стиле, без обзывалок и лишних эмоций. Отличный навык!

Вторая часть процедуры - все то же самое в обратную сторону: теперь все «как было на самом деле» рассказывает Саша, а Ваня тренирует выдержку и должен слушать его без возмущения и перебиваний. За возмущения и перебивания - все приседают, вместе со взрослым.

Третья часть - оба, так же по очереди и начиная со старшего, должны подумать и сказать, в чем они сами были не совсем правы, то есть как им нужно вести себя на будущее…

Важно, чтобы все это происходило размеренно и спокойно.

А теперь поставьте себя на место детей и поймите, что происходит сейчас на самом деле. С одной стороны, в этой ситуации дети учатся мыслить, с другой - им скоро становится ужасно скучно рядом с таким спокойным родителем, они начинают поглядывать друг на друга, беззвучно договариваясь быстрее все это прекратить и быстрее вернуться к своим играм... Без всяких нотаций родителей дети уже давно сами решили помириться, и предложение сыграть в игру «Мирись-мирись и больше не дерись» встречается с полным энтузиазмом.

Итого, за один присест получаем следующие результаты:

  • Дети учатся. Они учатся то, что с ними происходит, анализировать и рассказывать по-взрослому; учатся сдержанности, умению слушать без эмоциональных выплесков и комментариев;
  • Дети спокойно помирились.
  • Драка получила отрицательное подкрепление, дети усвоили: если еще раз подерутся, им придется минимум десять минут скучно смирно стоять рядом с папой (мамой) и говорить по-умному. Не быстро, но свои результаты это даёт, драк становится меньше.


Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Портал саморазвития «DISTANT-NIK»"
19 нояб. 2021 г.
«DISTANT-NIK» – портал практической психологии. Здесь проходят занятия по системе Н.И. Козлова «Дистанция».
3Подробнее →
Картинка к "Альтернатива детских драк"
26 июн. 2014 г.
Ребенок, особенно мальчик, должен уметь за себя постоять и иногда даже при помощи кулаков. Только всегда ли нужно это делать кулаками, да и результат-то какой от этого будет? В дальнейшем эти стычки будут только усиливаться. Мой сын и его друг Саша занимаются айкидо, и, в принципе, владеют телом и могут заступиться за себя. А тот мальчик (Егор) не занимается. И я подумала: а как без кулаков можно разрешить эту ситуацию? Я понимаю, что рассказывать ребенку, что не надо драться, а нужно вести себя как-то по-другому - бессмысленно. Ребенку нужно все это показать, он должен все это прочувствовать через себя. И решила провести один эксперимент.
Картинка к "Дерется ребенок, или Что делать с детскими драками?"
01 янв. 2006 г.
Самая обычная причина в том, что дети еще не умеют решать разногласия между собой мирными, цивилизованными средствами.
Картинка к "Драки и ссоры детей. Как действовать родителям"
01 янв. 2010 г.
1. Избегайте заступаться (вставать на сторону одного из детей). Не давайте им малейшего повода почувствовать вашу значимость в самой драке. Откажитесь от роли судьи, прокурора или адвоката. Перестаньте наказывать «виновного» и утешать «невинного». Если вы почувствуете, что кто-либо может серьезно пострадать, то повлияйте на ситуацию. Если, допустим, Джек возьмет палку, вы можете молча отобрать ее у него, не останавливая самой драки.
Картинка к "Капризы и драки: проблемное поведение"
01 окт. 2022 г.
Проблемное поведение - ошибочное поведение, вызванное не обычными житейскими причинами, а психологическими проблемами человека. Это поведение неадекватное, не соответствующее ожиданиям людей, и ведущее в сторону от желаемых человеком целей - поэтому оно называется ошибочным. Но в отличие от ошибок, которые допускает когда-то любой человек (невнимательность, усталость, повелся на провокацию), эти ошибки специфические, вызванные психологическими проблемами человека: его внутренним состоянием, неадекватными убеждениями и проблемными привычками.