Доверие между людьми: где разумные границы?

01 октября 2022 г., 21:26

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Доверие – готовность передать в пользование другому человеку ценные для себя вещи. Основывается на уверенности в порядочности, доброжелательности и компетентности партнера.

Доверие может быть финансовым, деловым и личным (психологическим). Финансовое доверие – готовность одолжить деньги в уверенности, что человек их возвратит в срок. Деловое – готовность поручить задание в уверенности, что человек его качественно выполнит. Личное доверие – готовность поделиться личной или сокровенной информацией, уверенность в его заботе и ответственности в том, что касается наших интересов.

Психологическое доверие – готовность впускать человека в свою личную и интимную зону, готовность поделиться личной или сокровенной информацией. Психологическое доверие – основа душевной открытости. Тот, кто доверяет, обычно открыт, поэтому «открытость» и «доверие» обычно используются как синонимы.

Уместность доверия и открытости

Готовность и умение защитить дает ощущение доверия

Готовность и умение защитить дает ощущение доверия

Доверие и открытость – важнейшие вещи для строительства близких и теплых отношений, но бездумно доверять всем и вся – глупо. Люди встречаются разные, наше окружение не всегда самое дружественное, и если у человека головы на плечах нет, и он собирается доверять не глядя всем вокруг, то ничего, кроме хлопот, он себе не наживет. Кроме умения доверять, требуется еще умение разбираться в людях. См.

Доверие и уровень взрослости

Для людей разного уровня взрослости доверие будет иметь существенно разное содержание. Для переживательной личности доверие – это состояние, когда рядом с другим человеком нет страхов. Для деятельной личности доверие – возможность​ дать человеку ту или иную работу, нагрузку, с уверенностью что он с этим справится.

Возможность – это то, что возможно (разрешено) согласно физическим законам, хотя бы теоретически. Зона наших возможностей очень широка (ходить на руках, стоять на голове, слетать в космос и т.д.)
Способность – это та возможность, в которую мы верим как в реальное. Основные противопоставления: возможность – необходимость. Можно и надо. Проблема – возможность. В категории проблем мыслят люди с негативным мышлением, в категории возможности – с позитивным мышлением.

Кому доверять?

Боятся доверять те, у кого много страхов.

Боятся доверять те, у кого много страхов.

Человеку скорее стоит доверять, если:

  • он человек порядочный,
  • ему выгодно вас поддерживать и не выгодно вас кидать,
  • если ваше доверие может вызвать его доверие к вам и наладить добрые отношения.

Стоит задуматься, доверять ли человеку, если:

  • порядочность этого человека под вопросом,
  • ему выгоднее не думать о ваших интересах,
  • этот человек сам мало кому доверяет,
  • если вы чувствуете неискренность. Однако тут все сложнее... Смотри Искренность и доверие

Как развивать доверие к людям?

Доверие к миру – самое общее, базовое доверие. Практически совпадает с уверенностью в себе.

Доверие к миру - самое общее, базовое доверие. Практически совпадает с уверенностью в себе.

Достаточно типовая ситуация, когда люди боятся окружающих, не доверяют окружающим без серьезных на то причин.

Тренинговая группа, первое занятие. Люди смотрят друг на друга – каждый боится каждого. Боятся заговорить, боятся подойти, сидят отдельно, молчат, держутся формально. Вместо доверия – страхи. Впрочем, пройдет одно или два занятия, и все начнут дружить и доверять друг другу, и будут от этого довольны и счастливы. Доверять – лучше!

Что помогает человеку начать относиться к окружающим с большим доверием?

  • атмосфера безопасности
  • система безопасности
  • наличие островков безопасности
  • совместная деятельность
  • готовность к политике доверия

Что делать, чтобы доверяли нам?

Смотри Доверие и внимание на себя

  • Доверие
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Доверие и внимание на себя"
01 окт. 2022 г.
Если внимание направлено на себя, а не на другого, то мы не даем другому нужного ему внимания. Он поделился чем-то для себя важным, а мы на это отреагировали формально, думая о своем и переведя разговор на свое. Итого - через некоторое время он перестанет нам открываться. А перестанет открываться - мы почувствуем его закрытость и придем к выводу, что у нас нет доверия. И укрепимся в позиции, что с ним о важном и внутреннем говорить нельзя. Разговоры становятся формальными - люди отдаляются. И расходятся…
0Подробнее →
Картинка к "Искренность и доверие"
01 янв. 2006 г.
Если человек говорит запинаясь, кривит лицо, прячет глаза, у него рассогласован язык тела и содержание речи, то есть его речь искренней назвать никак нельзя - правда ли, что ему нельзя доверять? Нет, человек может просто волноваться, быть в своих внутренних страхах, а по жизни оказаться надежным и преданным человеком. Если искренность не ясна, в большинстве ситуаций полезнее настроить себя на доверие человеку: как правило, ваш позитив будет настраивать другого человека на позитив взаимный.
Картинка к "Как перестать ненавидеть"
01 окт. 2022 г.
Часто именно понимание ничтожности причины помогает человеку престать ненавидеть.
Картинка к "Как правильно делегировать задачи сотрудникам?"
09 февр. 2016 г.
Делегирование - умение и привычка передавать часть дел, прав и обязанностей сотрудникам и подчиненным, которые принимают на себя ответственность​ за них. Что в делегировании важно? Первое: важно предупреждать - ситуацию, когда сотрудники возвращают руководителю задачу, которую он поручил им. Второе - в делегировании важно, чтобы уровень сложности задачи соответствовал уровню сотрудника. Если задача для сотрудника слишком проста, это не делегирование, а занятие дельного сотрудника ерундой. Если слишком сложна - сотрудник не справится, делегирование не состоялось.
Картинка к "Переживательная и деятельная личность"
01 окт. 2022 г.
В классификации Творец-Потребитель-Романтик-Паразит одна ось - Взрослый-Ребенок (круг ответственности широкий, забочусь о себе и других - круг ответственности узкий, забочусь о себе и то не всегда), а вторая - за чей счет осуществляется забота: за свой или за чужой?.
Картинка к "Внимание"
01 янв. 2006 г.
Если мы будем реагировать на все сигналы, приходящие к нам извне, наше поведение будет хаотичным.