Домашние обязанности ребенка

01 января 2013 г., 14:34

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Семья – дело общее, и каждый должен в нее вносить свой вклад. Распределение домашних дел между всеми членами семьи лучше обсуждать на семейном совете, с обязательным участием детей.

  • Сначала попробуем разделить все обязанности на постоянные и временные. Например, постоянные – уборка, мытье посуды, стирка, прогулки с собакой и т.д. Временные – генеральная уборка, ремонт, мытье окон и др.
  • Теперь выделяем из них специфические мужские, женские и детские обязанности. Определяем затраты времени на каждого, после этого можем перераспределить объем обязанностей. Например, разгрузим маму, передав часть дел папе и детям.
  • Дальше выделяем временные и постоянные поручения для ребенка (исходя из его возможностей, а иногда и желаний).

Фильм «Большие и маленькие»

Если вы, уважаемые родители, считаете, что ребенок-дошкольник еще слишком мал, что сил у него недостаточно, чтобы помогать маме по дому, то не путайте три разные вещи: 1) ребенок не может справиться с тем или иным делом; 2) ребенок не хочет заниматься вашими делами и хочет заниматься тем, что ему интересно; 3) вам просто ребенка жалко. В переводе: ваш ребенок научился вами манипулировать и умело вызывает у вас чувство неудобства и жалости к нему, когда вы пристаете к нему с тем, что ему не нужно.

Итого: наши дети могут и должны иметь свои семейные обязанности. Девица должна трудиться – в жизнь пригодится. Как зафиксировать это распределение и где его поместить для всеобщего обозрения – вопрос вашей фантазии и изобретательности. Можно сделать это совместно, а можно поручить ребенку.

Как включить ребенка в домашние дела?

Фильм «Поллианна»

Как? Во-первых, неправильно ставить вопрос «Как заинтересовать ребенка домашними делами?» – на одном интересе ребенка вы этот вопрос не решите. Кроме желания, есть обязанности, и ребенка с этим стоит познакомить. Другое дело, что не нужно представлять домашние обязанности как муку, тяжесть и мороку. Это просто то, что делать естественно.

Иногда бывает уместен такой вопрос детям: «А кто должен сходить в аптеку (в магазин), пропылесосить полы? Мама? А почему ты думаешь, что это ей нужно этим заниматься? Ты же вроде более свободен?» Короче, вперед – марш!

Три основных роли, в которых могут выступать родители для приобщения детей к домашним делам, это роли Душки-Вдохновителя, Силовика и Тактика.

Роль Душки-Вдохновителя самая естественная для большинства мам и самый эффективный способ заинтересовать и увлечь домашними делами маленького ребенка. Например: убирать игрушки можно играя в подъемный кран или Супермэна, или в Золушку, либо в королеву, которая заботится о своих подданных.

Можно придумать множество мотивирующих игр. Когда ребенку 2-3 года и мама не работает – это замечательно, но когда ребенок становится старше и у мамы помимо домашних дел прибавляется работа вне дома, на вдохновителя просто не хватает времени. Значит, начинаем использовать роль Силовика, то есть стать строгим родителем и требовать выполнения обязанностей. При кратковременном использовании и общем позитивном стиле в семье Силовик работает очень эффективно, особенно в мужском исполнении.

Так же можно запускать и роль Тактика: неубранные игрушки складывать ребенку в кроватку и ребенок сможет в нее лечь лишь после уборки, грязную тарелочку дать ребенку в руки со спокойным: «Помой, пожалуйста». Время от времени ребенок может меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, неплохо на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку.

Мудрые Тактики умеют представлять домашние дела как нечто престижное, что делают Большие, но что можно разрешить и Маленьким, если они хорошо себя ведут. Детям нравится крутиться возле мамы, когда она занята на кухне, и совершенно естественно показать дочери или сыну, как сделать настоящий салат. Когда у них это получится, можно им доверить делать салаты каждый день. Если снабдить их готовыми рецептами, но поощрять и самостоятельные кулинарные поиски, результаты могут быть отличными. Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда.

Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд. Если в его обязанности входит мытье посуды или стирка своих вещей, можно давать ему деньги на приобретение новых моющих жидкостей или порошков. Не стоит беспокоиться, что он пойдет на поводу у телевизионной рекламы и будет стремиться покупать только дорогие средства. Пускай пробует сам – это позволит ему убедиться, что не всегда высокая стоимость совпадает с высоким качеством. Заодно поучится более критично относиться к рекламе.

Очень важно не делать за ребенка то, что он уже умеет делать сам.

Из писем на Психологос: «Все выше перечисленное практиковалось в моей семье; и строгость силовика, и прямолинейность тактика, и конечно же творчество вдохновителя. Но в один прекрасный момент, я встретила нежелание ребенка что-либо делать помимо того, что ему самому хочется. Вот тут-то мне и пришла в голову идея установления анархии в рамках нашей семьи...» Что из этого вышло? Смотри интереснейшую статью Эксперимент «Анархия»: детям и родителям можно все!

Система напоминаний

Бывает, что ребенок просто забывает о своих обязанностях. Честно забывает, действительно огорчается, что забыл – но забывает. Тут нужна система напоминаний, причем использовать можно самые разные приемы. Ребенок сам выберет такой способ, который его устраивает. Ребенку постарше удобно пользоваться таблицей-календарем, в которой заранее обозначены домашние дела и есть место, чтобы отметить: выполнено – не выполнено. Можно сделать большой рисунок дерева с незакрашенными листочками. Каждый раз, выполнив какую-то работу, малыш может закрасить один листочек (начиная с нижних), постепенно все дерево «зазеленеет», а ответственный исполнитель получит какой-нибудь приз.

Для дошкольников и младших школьников можно посоветовать сделать из плотной бумаги большую ромашку с отдельно вырезанными сердцевиной и несколькими лепестками. На каждом лепестке написать по одному виду домашней работы, интересных и полезных занятий и т.п. (или сделать рисунки). Например: мытье посуды, уборка комнаты, покупка продуктов, стирка, помощь в приготовлении обеда, выполнение вовремя всех уроков, утренняя зарядка, чтение, рукоделие, занятия спортом и т. д.

Сделав что-то из перечисленного, ребенок в течение дня сам прикрепляет к сердцевине ромашки соответствующие лепестки. И ему, и родителям сразу видно, что было сделано за день. Если в семье двое (или больше) детей, то каждый делает себе свою ромашку. Можно даже устраивать семейные соревнования, в чьей ромашке к вечеру больше лепестков. Отмечать необходимо не только количество дел, но и качество их выполнения.

Понятно, что бывают важные обстоятельства и кто-то не успевает сделать свою часть работы: тут ругаться сразу не обязательно, вначале можно помочь, а разбираться попозже и по-доброму. Если есть возможность что-то сформулировать мягко, как просьбу, лучше сформулировать именно так: вместо «ты должен» – «ты не мог бы?». Или: «Интересно, сумеешь ли ты..?». Вместо «сделай» – «мне очень нужна твоя помощь» и т. д. Однако полезно помнить принцип «железная рука в бархатной перчатке» и при необходимости не забывать, что это не вы должны напоминать ребенку о его делах и уговаривать его, а это его обязанность. Все по-взрослому.

Поощрения и наказания

Очень важный вопрос – о поощрениях и наказаниях за сделанную или несделанную работу. Одни родители считают, что специально поощрять за выполнение каждодневных обязанностей не нужно. Обязанности есть у всех членов семьи, но взрослым-то ведь никто не делает подарки за выстиранное белье или вычищенный ковер. Но не стоит забывать: когда у человека только начинает вырабатываться новый навык, ему очень нужны поддержка и признание. В какой форме это лучше делать – зависит от склонностей ребенка и от ваших возможностей. Можно хвалить, делать время от времени небольшие подарки, уделять ребенку больше внимания (ведь, помогая, он сберег ваше время) и т. д.

Стоит ли платить за помощь по дому? Не исключено, что в некоторых случаях ребенка или подростка можно поощрить и деньгами. Например, если он помогал в длительном ремонте или самостоятельно освоил и выполнил какую-то сложную работу. А вот насчет оплаты постоянных обязанностей... Последствия могут быть и нежелательными.

Многие дети с удовольствием помогают по дому до какого-то возраста. А потом проблема домашних обязанностей может встать с новой остротой. Например, когда ребенок становится подростком.

Как быть, если ребенок не убирает в своей комнате? – см. Беспорядок в комнате ребенка

Если обязанность представить как статус, ребенок может с удовольствием взять на себя дополнительную работу. Пишет Татьяна Розова:

Дочь начала отказываться пить по утрам воду и стала требовать компот. Я делала попытки подойти с разных сторон. Ни в какую. Тогда я позвала ее и у нас состоялся такой разговор: «Катя, как ты думаешь, почему мама хочет, чтобы ты с утра пила воду? Мама хочет, чтобы ты была здоровой. А еще мама сама забывает пить воду. И хочет, чтобы ты ей напоминала. Ты с этим справишься?». Кате сказала, что справится. И я ее назначила ответственной за свое и мамино здоровье. Как дальше будет не знаю, но уже две недели Катя каждое утро бежит ко мне с криком: «Мама, мама, срочно идем пить воду!!!» Так что пока работает!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Чек-лист «Распорядок дня»"
11 дек. 2019 г.
Дочь (4 года) дела домашние и рутинные выполняла через раз. Часто нужно было повторять, иногда приходилось применять очень строгий тон. 2 недели назад я составила чек-лист по распорядку дня.
0Подробнее →
Картинка к "Беспорядок в комнате ребенка"
01 окт. 2022 г.
Вопрос с порядком в комнате ребенке разные родители решают по-разному. В одних семьях считается, что это территория ребенка, и он сам может решать вопрос, когда и какой порядок ему нужен. В других семьях полагают, что их обязанности приучать ребенка к порядку, и уборка в своей комнате - естественный способ ребенка к этому приучить. К сожалению, на это хватает сил не у всех родителей. Если родители не пользуются авторитетом у ребенка, то заставлять его что-то убирать в своей комнате - сущие мучения.
Картинка к "Дети не должны помогать своим родителям"
13 июл. 2014 г.
Первый этап в подготовке детей ко взрослой жизни – дети шаг за шагом осваивают самообслуживание. 
Картинка к "Детский труд - радость"
01 янв. 2006 г.
В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным.
Картинка к "Домашние дела и распределение семейных обязанностей"
01 янв. 2012 г.
Чтобы решать бытовые вопросы конструктивно, лучше сразу определить, кто какие задачи решает.
Картинка к "Эксперимент «Анархия»: детям и родителям можно все!"
01 окт. 2022 г.
На мой взгляд, ребенка необходимо подключать к домашним делам как можно раньше. Совсем маленькие дети могут, самостоятельно после прогулки разуваться около входной двери, расстёгивать кнопки или молнию на своей одежде, собирать после игры за собой игрушки, мыть руки и т.д., и уже это станет посильной помощью родителям в домашних хлопотах. По мере взросления у ребенка появляются новые обязанности, но чем раньше взрослые приучают детей трудиться, тем меньше они получают сопротивление и ребенок легче справляется с простыми доступными для его возраста задачами.
Картинка к "Как приучить малыша к порядку"
01 янв. 2013 г.
Едва научившись ходить, малыш стремится навести свой порядок в шкафах и тумбах, в кастрюлях и ботинках. Подражая взрослым, он как мама размахивает веником и орудует тряпкой, до слез спорит, пытаясь отвоевать право помыть чашку или тарелку. Только в таком нежном возрасте человек способен получать искреннее наслаждение от наведения порядка.
Картинка к "Когда и как приобщать детей к домашним обязанностям"
17 апр. 2014 г.
Мне думается, что обязанности полезно устанавливать, если в семье идет кипучая жизнь, полная непредсказуемых поворотов - или просто достаточно интенсивная, чтобы хотелось как-то ее упорядочить или было на что опереться.
Картинка к "Напоминалки"
01 янв. 2006 г.
Память - это хорошо, а вовремя вспомнить - еще лучше. Напоминалки - простое и прекрасное средство внешней памяти, которое человек использовал с незапамятных времен, чтобы что-то не забыть и вовремя вспомнить. Главное правило для эффективных напоминалок те же, что и для эффективных напоминаний - они должны оказаться в поле вашего внимания ВОВРЕМЯ. Для этого вешайте их туда, где вы не сможете их не увидеть. А чтобы видеть их было приятно, по возможности делайте их с душой, красиво.
Картинка к "Приобщение ребенка к работе по дому"
01 окт. 2022 г.
Дети должны трудиться. Чаще всего им доступна работа по дому. Как правило, порученные обязанности хорошо выполняются, если дети видят их необходимость для жизни семьи и получают моральную поддержку и поощрения за свой труд. Желая дать ребенку поручение, родители не должны настаивать на каком-либо одном деле. Дайте свободу выбора. Ребенок не должен думать, что вы предлагаете ему дело, которое не желаете выполнять сами. Ребенок должен понять, что он выполняет работу, необходимую для благополучия семьи. Поручение не является самым простым или неприятным, ведь он сам его выбрал.
Картинка к "Семейные ритуалы"
01 янв. 2012 г.
Семейные ритуалы - это неписанные законы семьи, вопроизводимые в силу привычки и убеждения. что это правильно. Свои ритуалы есть в каждой семье - это мелочи, которые делаются всегда и о которых никто не ведет дискуссий, надо это делать или не надо. Имеются в виду такие мелочи как приветствия и прощания, разувание при входе в квартиру, мытье рук перед едой, чистка зубов, пристегивание в машине, и т.д.
Картинка к "Семейный договор с детьми"
01 окт. 2022 г.
Семейный договор с детьми.