Детям о любви – на понятном языке

14 апреля 2017 г., 15:01

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Вот так это можно начать объяснять детям – предположим, с ними разговариваю я, их папа.

Любовь состоит из трех частей: из заботы, радости и внимания. Если мама о нас заботится, нас всех кормит, стирает и гладит вам одежду, она нас любит. А вот бабушке труднее о нас заботится, о ней мы уже сами должны позаботиться, но какое у нее лицо, когда вы к ней приезжаете? Радостное? – да. Это значит, что она вас любит.

Так же если вы что-то хорошее делаете для бабушки, вы ее любите. Что вы уже хорошего делали для бабушки?

Тут дети с удовольствием хвалятся. Дайте им эту радость!

Вы чудесные, молодцы! И делали для бабушки все это с радостью? (Да!) – Значит, вы бабушку любите.

А кто с большей радостью делал бабушке пирожки: ты или ты? Так... (немного поднапрягли)

А когда вы поссорились и перестали делать пирожки – вы бабушку любили? (Любили!) Неправда! В это время вы о ней позабыли. А третья часть любви – это о помнить о том, кого любишь. Если какая-то мама села за компьютер, увлеклась и забыла детям вовремя сделать ужин – такая мама не самая хорошая. Хорошая мама о главном помнит всегда. Согласны? Так и вы: пока вы делали пирожки, вы о бабушке думали. А как начали ссориться, вы отвлеклись на свою ссору. Так бывает. А когда отвлекся, то уже и не любишь. А сколько времени вы умеете что-то делать и не отвлекаться?

И тут разговор можно увести уже к другой теме. Сразу много грузить детей такой непростой темой – не стоит. Не торопитесь. Вернитесь к этом разговору попозже, через пару часов или завтра, за каким-нибудь чаем или когда с ними куда-то идете.

Так, у меня к вам вопрос: кто что запомнил про любовь? Что это такое?

Рассказывают...

А теперь рассказывайте, как вы любите маму! Кто больше любит маму? (Тянут руки: Я! Я!). Ну, доказывайте, что вы больше любите. (Спорят). Хорошо. А теперь кто ответит быстрее: кого вы еще любите, кроме мамы? (бабушку! Папу! Тетю Любу! Маргариту Петровну! Дядю Костю! Костика!). Молодцы! И проверка памяти: кто из вас сможет повторить, кого вы назвали и в каком порядке вы называли?

Как-то по памяти восстанавливают.

Как вы думаете, кого больше любят, называют чаще в начале или где-то уже в конце? (Чаще в начале). Правильно. А теперь, внимание, вопрос для самых умных. Кто у нас умный? А кто очень умный? А самые-самые? Договоримся: если вопрос будет трудный и ответить вам будет трудно, это не страшно, да? Тогда – внимание – вопрос: «А вот пройдет несколько лет, вы повзрослеете и поумнеете... Вы еще поумнеете, как вы думаете? (да!) Я тоже так думаю. Ну так вот, когда вы повзрослеете, в каком порядке вы будете называть тех, кого вы любите?»

Пусть подумают...

Сейчас, после мамы, вы первыми назвали Бабушку, Папу, потом Тетю Любу и так далее – вы помните. А через несколько лет: кого и в каком порядке вы должны будете уже называть? Когда вы поумнеете и повзрослеете? Что-то изменится у вас?

Думают, гадают... Задумываются... Хорошо, через какое-то время стоит им подсказать, что в их списке не хватает – друг друга!

Верно, ведь когда вы повзрослеете и поумнеете, вы будете реже ссориться, станете чаще помогать друг другу и защищать друг друга. Согласны? Будете помогать друг другу, защищать друг друга? Умные и взрослые это делают всегда. А как вы думаете, кто из вас быстрее поумнеет и повзрослеет? (...) Вы все молодцы!

В следующий раз за столом пусть они расскажут все, что они поняли из этого разговора. И тогда можно добавить еще одну тему: А там все равно еще одного человека не хватало, кого вы должны были назвать... (Кого?) Подумайте! (Гадают). Со всеми их добавками стоит согласиться, но в конце сказать: Вы там не назвали себя.

...

Вопрос: о себе заботиться нужно? Утром себе штаны надеть, а не без порток по квартире гонять? Шнурки себе завязывать, а не бабушку для этого звать? А когда сам о себе заботишься, лицо должно быть довольное или кислое? (Завязывается интересное обсуждение, что такое любовь к себе).

Возможные развороты разговора дальше:

В прошлый раз я спрашивал, кого вы любите. Сегодня конкурс – что вы любите! Кто назовет больше? (Шум, гам, кричат много). Отлично! А теперь – а что любит бабушка? А что мама? А что я люблю? (Пусть подумают. И отвлечение это полезное перед трудным вопросом). А теперь повторите свои списки, что вы любите, но по порядку: вначале что вы больше всего любите, потом что поменьше любите, потом еще поменьше... (С удовольствием рассказывают).

Внимание, а теперь задание для продвинутых: у вас есть список, КОГО вы любите (маму, бабушку, папу, тетю Любу...) и ЧТО вы любите (тут их любимые игры, телевизионные передачи, мультики и много чего другого). Сделайте общий список: что будет на первом месте: мама или мультики? (Иногда говорят мама! иногда задумываются. Далее говорить только веселым, легким голосом):

Помнишь, ты сидел за телеком, а мама попросила тебя помочь ей собрать на стол. Ты ей помог, помнишь? (Да, я маме помог!). Верно, но лицо у тебя было радостное, когда к тебе мама обратилась? (Нет, не радостное. Но там же шел мультик!) – Верно, так и бывает. В это время ты маму тоже любил, но мультик в этот момент ты любил больше. Так? Не так? (Улыбнуться, рассмеяться...)

Дальше тема о любви может двигаться еще ко многим важнейшим пунктам – наметьте их сами. Вот еще один интересный поворот:

Так, дорогие мои, а бывает ли, что вы не любите маму? Я думаю, что бывает. А вы как думаете? (Соглашаются). Вчера это в какой момент было? (тут по разному). Да, маму любить нам всем нужно учиться. Как вы думаете, что нам сегодня поэтому для мамы нужно сделать? (начинается дружный мозговой штурм).


Предлагаю в комментариях писать свои варианты разговора с детьми. Успехов и любви нам!


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Воспитание - легкое дело, или Золотые правила для родителей"
20 окт. 2017 г.
Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители. Мы улыбнулись и написали. Если вы не только умны, но еще и с чувством юмора, эти правила должна вам понравиться.
20Подробнее →
Картинка к "Искусство любить"
11 мар. 2019 г.
Любовь – это искусство, которому нужно учиться задолго до того, как ты встретишь человека, с которым захочется создать тесный счастливый семейный союз.
Картинка к "Я учу ребенка любить!"
24 дек. 2016 г.
Хочу поделиться своим опытом. Ну кто из нас своим ласковым, капризным, послушным, требовательным, где-то озорным деткам не говорит: «Я люблю тебя, мое золото!»? На что «наше сокровище» тут же заявляет: «Я тоже тебя люблю!» И вот тут, внимание, именно в этот момент, мы можем творить чудеса! Для этого достаточно всего лишь задать вопрос: «А как ты меня сегодня любил? Я, например, тебя сегодня любила, когда приготовила тебе твою любимую вкусную кашу «Дружба», накрыла на стол, сделала тебе бутерброд, чмокнула тебя утреннего, такого тепленького и полусонного, пожелала доброго утра, приятного аппетита, счастливого и удачного дня…». Ребенок может быть с первого раза немного ошеломлен.
Картинка к "Чего стоит любовь?"
01 февр. 2014 г.
"Я тебя люблю!" - что стоят эти слова? "Я тебя люблю, дорогая, но сегодня футбол, и футбол мне дороже тебя!" "Я тебя люблю, милый, но мой ребенок не хочет, чтобы мы встречались, и я пишу тебе это прощальное письмо..." На ценность любимого и любимой всегда влияли местная культура и принятые образцы. Так, в средневековой культуре Дама Сердца всегда стояла выше жены. Настоящий рыцарь был счастлив погибнуть за то, чтобы Дама его сердца махнула ему платком, при этом любить свою жену было вовсе не обязательно. В 70-е годы в славянской культуре самым распространенным типом семьи была детоцентристкая, и ребенок для обоих родителей был одной из высших ценностей. Тогда для многих мам ребенок был важнее, чем его отец: "Ребенок мой, родной, а без мужчины можно и обойтись". В арабской культуре никакая любимая не может оказаться выше мамы: "Мама в жизни человека только одна, а любимых может быть много".
Картинка к "Что такое любовь"
01 янв. 2000 г.
Любовь - заинтересованное, заботливое и внимательное отношение к тому и ради того, что мы любим или кого любим.
Картинка к "Что такое любовь - ответы детей"
01 окт. 2022 г.
Американские дети так отвечают на вопрос: "Что такое любовь?"... Любовь - это то, от чего ты улыбаешься, даже когда устал. Когда тебя кто-то любит, он произносит твое имя по-особенному. Твоему имени уютно у него на язычке. Любовь - это когда мама варит папе кофе и сначала пробует сама, вкусно ли получилось. Если ты хочешь научиться лучше любить, нужно начать с кого-то, кого ты терпеть не можешь.;;
Картинка к "Дисциплина в любви"
01 окт. 2022 г.
Любовь - это не только чувство, это еще поведение, а в поведении важна дисциплина. Дисциплина в любви нужна также, как и в любом другом ответственном поведении - в воспитании детей, в заботе о здоровье…
Картинка к "Я тебя люблю"
12 мая 2017 г.
Начинать любить любимого нужно лет за десять до встречи с ним (с нею) – нужно и себя чудесным человеком сделать, и любить научиться.
Картинка к "Любимый сын, я выключаю Солнышко!"
21 апр. 2017 г.
Мой папа организовал зарядку с моим сыном (8 лет) по скайпу, по утрам. И вот я зову сына на эту зарядку, и он изображает дикое раздражение, усталость, лень, возмущение. Он в это время собирался играть на Wii Fitness, а тут я зову его на зарядку.
Картинка к "Любовь как радостная забота"
01 янв. 2005 г.
Если человек говорит, что любит, но в реальности заботится только о себе и о своем, то, похоже, он любит не вас, а себя. Если он заботится о вас - не очевидно, что это любовь, но уже ближе. Если делает это с настоящей радостью - это уже любовь. Любовь - это дела, это в первую очередь то, что вы делаете для любимого человека.