Деловое общение

01 октября 2022 г. в 21:25

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Ты по делу или поговорить?

Фильм "Дьявол носит Прада"

​​​​​​​Деловое общение нацелено на внешний, как правило предметный результат (согласовать сроки, регламент, цены, разобраться в ситуации и наметить план...) и имеет свой строгий, деловой формат. Деловое общение – осознано результатно и избегает всего, что от результата отвлекает: в первую очередь избегает ненужных эмоций и привычки «просто поговорить». Деловое общение со своим лозунгом "Ничего личного!" - особое искусство, им владеют не все, а многим деловой формат просто не близок.

Когда деловое общение происходит за пределами работы, это обычно напрягает женщин ("Слушай, с тобой можно хоть когда-нибудь расслабиться?", а дети просто стараются убежать. "Ты по делу или поболтать?" - эти ожидания всегда лучше согласовывать.

Чтобы не было недовольств и недоразумений, предупреждайте, в каком стиле общения вы собираетесь общаться. "Да я просто так, соскучился, хочу с тобой поболтать!" или "У меня к тебе серьезный вопрос. Есть время обсудить?"

Если в процессе общения партнер сбивается, не злитесь, не обижайтесь и не обвиняйте, а попросите то, что вам нужно (нужный стиль общения) и убедитесь, что партнер вас действительно услышал. "Родной, пожалуйста, не придирайся к словам, мне просто хочется с тобой поговорить!" или "Я попросил бы изменить стиль разговора на более деловой. Это возможно?"

Деловые отношения как новый тип воспитания

Интереснейшая тенденция сегодняшнего времени – повышение роли бизнеса и деловых отношений в деле воспитания людей. Школа по факту сбросила с себя обязанность быть воспитателем, она теперь только предоставляет образовательные услуги. Семья все более старается дистанцироваться от дела воспитания, надеясь, что детей выучит жизнь. Если же жизнью оказывается телевизор и интернет, результаты воспитания более чем спорны. Кто же наших детей превращает (если превращает) во взрослых и разумных людей? Самым главным воспитателем все более и более оказывается деловая жизнь и требования бизнеса. Чем серьезнее и эффективнее бизнес, тем лучшим воспитателем он оказывается. Бизнес – это ответственность, и требование личной ответственности – это первое, с чем сталкиваются молодые люди и девушки в деловых отношениях.

Дома, в школе и даже в институте можно было играть дурочку, обижаться, рассказывать о своих психологических особенностях и рассеяно не следить за тем, что и как сказано и сделано, а точнее не сделано, но эффективный бизнес требует адекватности, учета ожиданий окружающих, собранности и максимальной эффективности. Руководителю эффективной компании нужны эффективные сотрудники, и если в готовом виде таких сотрудников на рынке нет, руководитель организует обучение, постепенно через тренинги, семинары и организацию рабочего процесса прививая сотрудникам необходимые компетенции: развивая навыки общительности, умение слушать собеседника, задавать точные и работающие на цель вопросы, проводить презентации и адекватно вести себя на рабочих совещаниях, думать о последствиях своих реплик и – вскоре – психологически грамотно уже обучать других сотрудников, постепенно становясь не просто взрослым и адекватным человеком, но лидером и руководителем.

Стиль и культура делового общения сегодня тот остров, который противостоит лавине безграмотности и негативу интернета, та скала, которая выдерживает натиск магии и суеверий. Подруге можете рассказывать о своих чувствах и интуиции, но кладя на стол шефу свой проект, вы представите в нем обоснованный бизнес план с расчетом возможных рисков и величиной рентабельности.

Именно школа делового общения все в большей степени становится тем ледоколом, которая трансформирует бытовое общение, вводя в него понятие цели и результата, стратегий и приемов. Техники ведения переговоров начинают переноситься в область разрешения семейных конфликтов, методы воспитания сотрудников начинают эффективно работать в семье, в воспитании детей. Психология общения все в большей степени становится психологией коммуникации, а собеседники – коммуникаторами.

  • Деловое общение
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Короче!"
01 авг. 2018 г.
Многие уверены, что чем длиннее они говорят, тем кажутся умнее. Отвечу цитатой: «На подготовку 10-минутной речи мне нужна неделя; на 15-минутную — три дня; на получасовую — два дня; а часовую речь я могу произнести хоть сейчас». (Томас Вудро Вильсон).
0Подробнее →
Картинка к "Деловая переписка"
20 янв. 2020 г.
Авторы книги предлагают новые правила делового письма: уважение к адресату и забота о его интересах. Письма, составленные по таким правилам, располагают к вам людей и помогают находить общий язык.
Картинка к "Феминизм. Анна Шафран и Ксения Собчак"
02 июл. 2020 г.
Ксения Собчак в интервью с Анной Шафран подняла вопрос о негативном отношении Анны к феминизму.
Картинка к "Деловой формат"
01 окт. 2022 г.
Совокупность требований к стилю поведения и общения, когда люди заняты делом. 
Картинка к "Деловой и личный формат обращения"
01 окт. 2022 г.
К деловому формату (стилю) относятся: Посоветоваться и согласовать интересы Нейтрально выраженная обоснованная просьба Энергичное деловое предложение Информация о желании и конкретное распоряжение Недовольство и требование.
Картинка к "Обучение деловому общению"
01 окт. 2022 г.
Когда вы привыкнете быстро переводить тяжелые проблемы в решаемые задачи, вас начнет тяготить склонность людей безрезультатно переживать, будет бить по глазам неконструктивность сотрудников и резать уши неграмотная постановка ими вопросов. Переформулируйте эту проблему в задачу: что я могу сделать, чтобы окружающие меня люди чаще использовали тот же алгоритм и реже грузили себя (и меня) неграмотными вопросами и пустыми переживаниями?
Картинка к "Официально-деловой стиль"
01 окт. 2022 г.
Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.
Картинка к "Результатники бывают разными"
01 янв. 2013 г.
Результатник - человек, живущий целями, стремящийся к достижению конкретного (обычно предметного или объективно фиксируемого) результата, к выводу, к итогу. Рассказывая об итогах, он говорит не то, что он делал, а что он сделал, и результат старается формулировать конкретно, в численном виде. Ответил на 7 писем, сделал 4 звонка, провел три встречи-переговора, их них два успешных.
Картинка к "Ты по делу или поболтать?"
01 окт. 2022 г.
Деловое и аффилиативное общение - два разных мира, и, когда они сталкиваются, нередко происходит недоразумения.