Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?

10 декабря 2016 г., 13:29

Автор: Светлана Голицына​​​​​​​, педагог

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причем взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.


Константин Маковский «Крестьянский мальчик» (1880)

Константин Маковский «Крестьянский мальчик» (1880)

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребенка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чем-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребенка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

Иван Пелевин «Дети в санях» (1870)

Иван Пелевин «Дети в санях» (1870)

​​​​​​​В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принес пользу всей семье.

Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871)

Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871)

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

Владимир Маковский «Пастушки» (1903)

Владимир Маковский «Пастушки» (1903)

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Алексей Корзухин «Птичьи враги» (1887)

Алексей Корзухин «Птичьи враги» (1887)

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Читайте также Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси?​​​​​​​


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "«Мужчины не плачут» как педагогическое внушение детям"
12 мая 2014 г.
Редко плачут мальчики, которых родители научили в трудной ситуации - действовать. Чаще плачут те дети, которые не знают, что делать. Когда жалеют, хочется плакать и чувствовать себя бедненьким. Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания - девочка, а не мальчик.
39Подробнее →
Картинка к "Мое простое правильное детство"
27 янв. 2018 г.
Я первый ребенок в молодой семье творческих людей, через год и три месяца у меня появился брат. Мы жили с семьей в Туле, сначала в квартире, потом переехали в частный дом, а позже купили дом в пригороде, где я провела свое детство и юношество до момента, когда покинула родительское гнездо. Мои родители имели мастерскую прямо дома, поэтому большую часть времени было их присутствие дома, что позволяло им в перерывах в работе уделять достаточно времени нашему с братом воспитанию.
Картинка к "Что должен уметь ребенок в разном возрасте"
30 янв. 2021 г.
Списки умений ребенка по возрастам.
Картинка к "Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси?"
14 дек. 2016 г.
К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.
Картинка к "Как подростка превращать в мужчину"
16 мар. 2015 г.
Я понял, что можно воспитывать сына без запретов и наказаний, главное передавать желаемую свободу подростку вместе с ответственностью.
Картинка к "Мужчину может воспитать только мужчина"
01 янв. 2010 г.
Воспитанием мальчика должен заниматься отец. Причем, с самого рождения. Своего рождения, а не с рождения сына. Потому как воспитание в семье — это не нравоучения. Мальчик копирует образец поведения своего отца, а не его слова. Вопрос мамам — хотите ли вы, чтобы ваш сын стал таким же как ваш муж?
Картинка к "Мужчины"
01 окт. 2022 г.
Мужчина - биологический тип и социальная роль. Главная задача и жизненная стратегия мужчины - победить других, захватить территорию (создать собственный мир) и повысить собственный статус. Например, за счет того, что ты умеешь добывать, умеешь заботиться, что созданный тобой мир - процветает. По теории Геодакяна, на мужчинах эволюция экспериментирует (мужчины рождаются с большим разбросом по практически всем качествам - и самые высокие, и самые низкие, и самые умные, и самые дураки, самые святые и самые подлые), а все менее экстремальное и более проверенное дается женщинам. Как личностная конструкция, мужчины (для которых не характерна позиция Творца) в возрасте после 30 деградируют гораздо легче женщин: алкоголизм, наркотики или просто валяться на диване.
Картинка к "Мужчины, Мужчины, МУЖЧИНЫ"
01 янв. 2000 г.
Как-то в магазине игрушек пришлось услышать диалог семейной пары. Они выбирали игрушку трехлетнему сыну. Папа предлагал: «Давай купим меч. Смотри, как он здорово сделан. Такой игрушки у него еще нет». У папы у самого горели глаза, глядя на этот меч. Мама нахмурилась: «Не надо, это агрессивная игрушка. Давай купим настольную игру – пусть развивается». Папа не сдавался: «Ну, как же не надо! Развивающие игры у него уже есть. А меч мальчику тоже нужен. Я помню, как мне в детстве это было надо!»
Картинка к "Мужские ценности, обязанности мужчины"
05 мар. 2018 г.
Настоящий мужчина знает свои мужские обязанности. Мужская честь: чтить закон, защищать близких и родину. Мужчина - защитник. Мужчина защищает близких и то, что ему дорого. В любом случае он живет не только для себя. Мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Настоящий мужчина умеет подчинять себя и умеет подчинять других, и это не просто умения, а его ценности и его обязанности: быть руководителем всегда и везде. Стать руководителем самого себя, стать главой семьи, стать руководителем компании.
Картинка к "Настоящий мужчина"
01 янв. 2002 г.
Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но - зачем? Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину.
Картинка к "Ощущение себя мужчиной (И.В. Латыпов)"
16 июл. 2014 г.
Большую часть своей жизни я пытался доказать самому себе то, что я — мужчина. Нет, физически все было на месте, однако какое-то постоянное сомнение не давало мне покоя. В голове засело то, что мама вбивала в нее с детства: «Девочек нельзя обижать!». Я старался. Но на практике «девочек нельзя обижать» превратилось в «девочкам всегда нужно уступать».
Картинка к "Остров мужества: опыт  воспитания будущего мужчины"
19 февр. 2015 г.
Илья, младший из сыновей, с самого рождения был смелым мальчишкой, с сильным характером. Еще в трехлетнем возрасте, встретив на улице обидчика своего старшего брата, не долго думая, сильно ударил его в живот, сказав: «Ты что бьешь моего брата?». До девяти лет его было чрезвычайно трудно воспитывать. В школе он учился неохотно. Любил гулять на улице. Постепенно становился лидером не только среди своих сверстников. Его уважали и слушались ребята старше на два - три года. За плохую дисциплину часто вызывали меня в школу. Давление на него в любой форме, даже из самых позитивных намерений, не давало результатов. Проповеди и увещевания не проникали в его душу.
Картинка к "Отец и сын. Атрибутика мужского воспитания"
01 окт. 2022 г.
В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика.
Картинка к "Свободное воспитание и воспитание самостоятельности"
01 янв. 2010 г.
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
Картинка к "Сыну двенадцать: воспитание ответственности"
01 янв. 2012 г.
После возвращения с ВВС 2013 мой 12-летний сын часто повторял: «Позитив, конструктив, ответственность»... Правда, на вопрос, что он вкладывает в понятия «конструктив» и «ответственность», что-то внятного сказать не смог. Пришлось заниматься объяснялками. Он кивнул… Прошло полгода. Ему уже тринадцать. К моему удивлению, он иногда стал задавать мне вопрос: «Для чего ты мне это сказал, с какой целью?»
Картинка к "Три стадии развития мальчиков"
01 янв. 2010 г.
Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками - и в один прекрасный день ваш мальчик просыпается настоящим мужчиной! Необходимо следовать определенной программе воспитания. Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.
Картинка к "Воспитание мальчика"
01 мар. 2016 г.
Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но - зачем? Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину.
Картинка к "Воспитание мальчиков: ответы на вопросы"
25 нояб. 2014 г.
«Как воспитывать мальчиков?», «Как воспитать мальчика?», «Как правильно воспитать мальчика?» Итак, первое условие для правильного воспитания мальчика — нужен мужской пример. Мужская фигура, на которую мальчик будет ориентироваться. Строго говоря, этим примером может быть и отец, даже отсутствующий, даже умерший. Если мальчик хоть что-нибудь знает про своего отца, если как-то на него ориентируется — это уже немало.
Картинка к "Воспитание ответственности и самостоятельности - вопросы и ответы"
01 янв. 2010 г.
Дети любят самые разнообразные игры, особенно если в них участвуют взрослые. Поэтому желательно превращать ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Игра повышает восприимчивость ребенка к тем действиям, к которым вы пытаетесь его приобщить.
Картинка к "Воспитание ответственности у ребенка"
01 янв. 2010 г.
Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.
Картинка к "Воспитываем мальчика, воспитываем девочку"
01 янв. 2010 г.
Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему?