Что делать со злостью? (О. Рыбина)

01 января 2010 г., 01:47

Автор: Ольга Рыбина, кандидат психологических наук,профессионально сертифицированный ICF, спортивный коуч

Семь лет работы в сфере профессионального спорта показали, один из самых частых запросов моих клиентов - и спортсменов, и тренеров – «научите меня управлять эмоциями».

Цель настоящей статьи - рассказать откуда берется злость и как ей управлять, если она появилась. «Почему злость?» - спросите вы. Отвечаю: из всех эмоциональных состояний злость и страх могут оказаться главным препятствием на пути к достижению цели.

Начнем сначала, вернее, с жизненной истории. Приходит ко мне как-то спортсмен и рассказывает: «Тренер меня ненавидит! В ответ на каждую мою ошибку кричит. У меня внутри кипит злость на тренера, из того, что он говорит, ничего не слышу, в висках пульсирует кровь, сдерживаю себя, чтобы в ответ ему не нахамить или не ударить».

Кто не попадал в такую ситуацию? Кто не злился? Правда, злиться вы могли на детей, начальство, жену (мужа), подчиненных, да мало ли на кого. В этих историях разные декорации, разные действующие лица, но очень часто одинаков ответ на вопрос «откуда пришла твоя злость?» - Она (он) меня разозлил (а)!

«Меня злят! И ничего с этим не поделать! А что тут поделаешь, когда вокруг вот такие люди, а я поставлен в такие обстоятельства?» - так рассуждают те, кто считает себя жертвой обстоятельств, ситуации, людей. Другими словами: «От меня здесь ничего не зависит. Вот если бы другая страна, другая жена, другой тренер, другое начальство, вот тогда бы я смог, сделал, показал и т.п.». Вот так …

Интересно, а можно ли по-другому? Когда я хозяин своих эмоций, своего поведения, своих мыслей? Когда я решаю злиться мне или нет, кричать или молчать? Оказывается можно!

Предлагаю продолжение истории. Прошло около 3 месяцев. Приходит ко мне спортсмен (тот же) и рассказывает: «Не знаю, как ко мне относится тренер, может быть ненавидит! Он продолжает кричать на меня. Когда он кричит, я спокоен, сосредотачиваюсь на его словах и стараюсь понять, чего он хочет, беру самое важное для себя, - то, что поможет на тренировке и на игре. Стал замечать, что допускаю меньше ошибок. Злости нет, есть желание доказать, что могу!».

Как же так! Куда делась злость? На него все так же кричит тренер, а его реакция изменилась. Все очень просто, и закон для всех одинаков - невозможно разозлить, можно разозлиться! Только вы можете выбрать: злиться вам или нет. У вас есть 200 миллисекунд на то, чтобы выбрать реакцию на крик тренера (или другого человека). Весь секрет в том, что выбор может делать только тот, кто знает из чего выбирать. Откуда берутся варианты для выбора? Из осознания (понимания) того что происходит со мной сейчас, какого результата я хочу и поведения, которое приведет к этому результату.

Предлагаю рассуждения на тему вариантов поведения и результатов, к которым они приводят спортсмена, пришедшего ко мне на консультацию.

Первый вариант. «Я злюсь, результат – теряю время на то, чтобы справиться со злостью, пропускаю то, что говорит тренер, теряю здоровье (как-нибудь напишу статью и о том, как негативные переживания влияют на здоровье и травмы). Если смотреть еще дальше, то теряю игровое время и получу плохую статистику за сезон».

Второй вариант. «Я спокоен, результат – слышу тренера, работаю над ошибками, о которых он мне говорит, сохраняю здоровье, появляется шанс увеличить игровое время и улучшить статистику. Возможно, улучшатся отношения с тренером».

Все, что нужно сделать – это выбрать! После таких рассуждений выбор сделать очень легко.

Вариант первый. «Я выбираю злиться». Отлично! Последствия для себя ты уже знаешь, а значит готов к ним.

Вариант второй. «Я выбираю спокойствие». Сразу возникает вопрос: «Как оставаться спокойным, когда ситуация складывается не самым лучшим образом?» Ответ один – работать над собой. Тренировать спокойствие так, как каждый из вас тренирует мышцы в тренажерном зале, до автоматизма, до неосознаваемой привычки.

Интересно рассмотреть так называемую «линейку злости». Злость, как и любая другая эмоция, может быть разной интенсивности и, в зависимости от силы, имеет разные названия. Самая маленькая злость называется недовольством, далее, по нарастающей за ней идут: огорчение – досада - обида - раздражение–– негодование – гнев – ярость. На разном уровне злости мы по-разному ее проявляем: в ярости - вообще не контролируем свое поведение – уж слишком высок уровень адреналина в крови. Страшен человек, поведением которого управляет гнев. Разрушенные отношения, нереализованные мечты, упущенные возможности – вот результат его жизни.

Стать хозяином своей жизни просто, первый шаг к этому – научиться управлять своими эмоциями, например, злостью.

Для тех, кто хочет научиться управлять злостью упражнения от спортивного коуча.

Упражнение 1

Вспомните ситуацию, когда вы злились или были раздражены и это состояние мешало вам достичь нужного результата. Ответьте на вопросы:

1. Какой результат в разрешении аналогичных ситуаций будет для вас самым лучшим?

2. Какое ваше поведение приведет к этому результату?

3. Чему вам важно научиться, чтобы такое поведение стало привычным в похожих ситуациях?

Возможно, отвечая на вопросы, вы по привычке скатитесь на рассуждения – он такой, это она неправильно себя ведет, обстоятельства выше меня и т.п. Скажите себе в этот момент СТОП. Помните – вы хозяин своей жизни. Пожаловаться (на человека, страну, клуб, начальство) вы сможете, но это будет уже другое упражнение.

Так откуда берется злость? Ответ очевиден — я выбираю эту эмоцию!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как управлять своими эмоциями?"
01 апр. 2012 г.
Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью. Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей.
12Подробнее →
Картинка к "Работа со злостью"
01 окт. 2022 г.
Работа со злостью - приемы и процедуры, позволяющие предупредить злость, освободиться от злости или использовать ее позитивные стороны.
Картинка к "Управление эмоциями окружающих людей"
01 окт. 2022 г.
Это задача более трудная, но для профессионально подготовленного человека вполне реальная. Опытный руководитель умеет управлять эмоциями сотрудников, грамотный переговорщик создает на встрече нужную эмоциональную атмосферу, умелый продавец создает нужное настроение у покупательницы, а когда вы приходите на день рождения или на праздник, каждый заботится о том, чтобы у всех окружающих создалось самое праздничное настроение... Да?
Картинка к "Владение эмоциями"
01 янв. 2010 г.
Владение эмоциями – способность вызывать у себя нужную эмоцию, держать ее и убирать, когда она перестала быть нужна.
Картинка к "Злость"
01 окт. 2022 г.
Злость - состояние, когда хочется всех убить, все испортить, разрушить, уничтожить, отомстить. Более вежливо такое состояние называют гневом.