Дом счастья

16 марта 2020 г. в 11:47
«Безусловно принимать ребенка значит любить его не за то,
что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее,
а просто так, просто за то, что он есть
»

Конечно, Кельн — это город студентов и любви. Именно там, в Кельне, я встретилась с самым ярким образцом искренней и безусловной любви. Я ходила по городу, как влюбленная на первом свидании, у меня кружилась голова, когда я смотрела на башни Кельнского кафедрального собора, но продолжалось это недолго. Я приехала студенткой, мне нужны были деньги, и я устроилась на работу в немецкую семью помогать с детьми.

Помню невероятное, почти шоковое впечатление от встречи с этим домом счастья. Меня встретила горничная, и я по ухоженной дорожке прошла через чудесный сад: сад, созданный для детей! Тут приглашали покачаться качели, там как будто только что остановились яркие карусели, рядом с ними увлекательные «лазалки», здесь же расположились батуты и раскинулась огромная-преогромная песочница. Вау! А вот и дом. Войдя и закрыв входную дверь, я увидела, что попала в мир игрушек. Игрушек было много, игрушки были везде, столько игрушек я не встречала раньше ни в одном игровом центре! Игрушки перемежались с развивающими материалами. Башни из пестрых книг так и манили почитать, а коллекции мультиков и детских фильмов звали сесть перед большим экраном. Пока горничная пошла звать хозяев, я не утерпела, присела на минуточку — и вдруг поняла, что я в мире детской мечты: вокруг меня были сладости. Конфеты в ярких обертках, шоколадки c невиданными начинками, печенье и прочие лакомства лежали тут и там в свободной доступности. Сладости были любые, сладостей было множество, сладости были везде.

«Я в раю? — пронеслось в голове. — Это дом счастья?! Почему этого не было в детстве у меня?»

«Гутен таг!» — вошли приветливые хозяева, родители детей, с которыми мне предстояло работать. Милые люди, хотя улыбки похожи на голливудские. И усталые глаза. Почему?

Мы поговорили несколько минут, и я получила ответ на этот вопрос. Точнее, я его услышала. Громко услышала. Очень громко!

Это был визг детей. Пронзительный визг детей пролетел по всему дому, и мы с родителями быстро прошли в детскую. Два милейших ангелочка с опухшими лицами бились в истерике на полу. «Они не любят укладываться спать», — пояснила мама. — «Нужно подождать. Скоро протест сам пройдёт, они устанут и пойдут спать. Мы детей любим безусловно, принуждать и заставлять детей нельзя». Мы подождали, и мама оказалась права: дети действительно устали и истерику прекратили. Но спать они не пошли. Они принялись есть конфеты, а когда наелись — стали драться.

Я поняла, что в доме счастья рая нет.

А скоро мне стало казаться, что я попала в ад...

Я подружилась с девочками, особенно с той, которая страдала полнотой. Ещё бы не полнеть, когда ребенок поглощал сладкое килограммами. Мама не запрещала дочке ничего. Мне также было запрещено что-либо запрещать ребёнку, поскольку подавление желаний приведет к болезням.

Мне было тяжело смотреть на малышку: рыхлые руки, слабые ноги, большой живот, там и здесь ямки целлюлита — целлюлита в пять лет! Но я была обязана помнить, что ребенок — личность, а личность нужно уважать.

Мне казалась, что внутри девочки жили две разные личности. Одна личность умоляла о помощи и просила остановить лень и обжорство. Но другая, наоборот, продолжала набивать рот сладостями и ненавидела весь мир. Девочка ненавидела себя. Девочка ненавидела детей, которые обзывают её «жирной» и ненавидела собственную «любящую» мать...

«Швупс-дивупс!» — со своей уставшей улыбкой мама натягивала колготки на дочку, которая лежала и дрыгала ногами. «Ты у меня такая красавица! Надо себя любить такой, какая ты есть!». “Dumpfe” — отвечала «красавица». Что в переводе с немецкого, означало «тупица» ... Мама продолжала улыбаться...

Мне часто казалось, что малышки очень ждали, что родители когда-нибудь своим твердым решением остановят их безграничную «свободу», помогут справиться с обжорством и научат соблюдать хотя бы элементарные правила. Ведь без правил и играть ни во что нельзя! Но в доме счастья никаких правил не было, запрещать что-либо девочкам было запрещено, а заставлять их — нельзя. Я много раз пыталась заинтересовать детей играми, увлечь книгами, усадить рисовать — безуспешно. Девочки что-то делали, но быстро теряли интерес ко всему. При малейшей трудности они переключались на сладости, и возражать против этого было нельзя: дети свободны, и мы должны их принимать такими, какие они есть.

Надо сказать, я редко видела, чтобы дети играли в игрушки, катались на качелях и читали книги. Я редко видела улыбки и довольные лица девочек. Нет, карусели не запускали праздника, и все вещи из мира детской мечты валялись, никому не нужные.

Я пыталась помочь девочкам, но безуспешно. Я так и не смогла принять безусловного принятия и через три месяца бежала из дома счастья без оглядки. И у меня снова кружилась голова, когда я смотрела на башни Кельнского собора…

 

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Воспитание дворян и аристократов"
25 мар. 2020 г.
Жизнь дворян была похожа на строгий ритуал, для качественного исполнения которого требовалось воспитание с детства.
0Подробнее →
Картинка к "Безусловная любовь: о чем это, кому она нужна и где её границы?"
29 авг. 2015 г.
У женщины чаще безусловная любовь: ей не так важно, будут ли её дети совершенными.
Картинка к "Безусловное принятие подробно"
31 дек. 2009 г.
Хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот — безусловное принятие. Что он означает? Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Картинка к "Четыре цвета свободы: ограничения в жизни детей (Ю.Б. Гиппенрейтер)"
01 янв. 2013 г.
Когда дети маленькие жесткость правил удобно обозначать цветами. Интересная система предложена Юлией Борисовной Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком – Как?»: мы делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная.
Картинка к "Гиперсоциальное воспитание, или «правильные» родители"
01 окт. 2022 г.
Все мы стремимся быть хорошими родителями. Но вот реализуем это по-разному: кто-то пускает процесс воспитания на самотек, доверяет своей интуиции и жизненному опыту, а кто-то относится к своей родительской роли как к серьезной, ответственной миссии. Казалось бы, нет в этом ничего плохого, но любые крайности чреваты неприятностями, и чрезмерное усердие в деле воспитания может обернуться детскими страданиями, а иногда и трагическими последствиями.
Картинка к "Кто такая «шизофреногенная мать», или К чему ведет подавляющая гиперопека"
01 окт. 2022 г.
Такой тип матери определяется сильной тревожностью и властностью. Она осуществляет постоянный контроль за действиями ребенка. Своей задачей считает расписать каждый его шаг (в тяжелых случаях – до пенсии оного) и зорко следит за четким исполнением написанного плана. В трудную ситуацию детей ставит и амбивалентность таких матерей, из которой возникает двойная связь.
Картинка к "Культ ребенка ребенку вреден"
01 янв. 1996 г.
В Ингушетии с ранних лет ребенок трудится на благо своей семьи, получая взамен признание своего вклада, статуса и доли дохода. Дети воспитаны, улыбчивы, почтительны, энергичны и бодры. И заняты делом вместе со старшими. Здесь дети нужны и одновременно знают свое место. Здесь четыре ребенка в семье - норма. да и десять детей не редкость. И ни о каких сложностях воспитания я в Ингушетии не слышала.
Картинка к "Неправильное питание, как причина гиперактивности"
01 окт. 2022 г.
В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство - все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка.
Картинка к "Неправильное воспитание"
01 окт. 2022 г.
Неправильное воспитание использует преимущественно следующие методы: рукоприкладство (не путать со своевременными легкими шлепками по попе): подзатыльники, холодная строгость, истерическая ругань.
Картинка к "Правильное воспитание"
01 янв. 2010 г.
В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания.
Картинка к "Ребенок всегда прав"
01 окт. 2022 г.
Дискуссия с форума.
Картинка к "Родителям: как быть ребенком (Ю. Гиппенрейтер)"
30 июл. 2014 г.
​Эта хрестоматия составлена из воспоминаний многих известных людей о своем детстве. Живо написанные тексты раскрывают внутреннюю жизнь детей разных возрастов, характеров и судеб. На ярких примерах взаимоотношений детей и родителей они помогают увидеть, как творческие силы ребенка раскрываются в ходе воспитания и обучения. В книге можно найти также размышления и опыт талантливых ученых-практиков, сделавших своей профессией понимание детей и помощь им.
Картинка к "Условное и безусловное принятие"
01 окт. 2022 г.
Безусловное принятие - принимающее отношение при любых обстоятельствах, при любых условиях. Безусловное принятие - типичная черта материнской модели любви: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!».
Картинка к "Женщины не любят действовать жестко, а зря!"
01 янв. 2008 г.
Женщины как будто органически то ли не переносят, то ли не понимают необходимость жестких мер.