Жить с напряжением намного интереснее, или Как габитус определяет твое место

10 декабря 2018 г., 13:33

Автор: Э.В. Гончарова, психолог, коучВидеоблог на YouTube

​​​​​​​​​​​​​​Габитус – это любые глубоко впечатанные привычки, которые мы наследуем из детства.

Габитус – это чувство собственного места в социуме: разные люди в социальной структуре по-разному ощущают на что они могут претендовать, что их по праву, а что не совсем для таких людей, как они.

Габитус заставляет нас самих сортировать открывающиеся возможности на те, на которые мы можем претендовать, и те, на которые не можем.

Понятие габитуса теснее всего в социологии ассоциируется с теорией французского ученого Пьера Бурдьё.

Но корнями габитус произрастает из ботаники: подвиды одного вида растений, которые различаются конституцией в зависимости от окружающей среды, называются имеющими разный габитус. Например, одни и те же деревья в более теплом климате будут вырастать прямыми, с более мощными стволами, а по мере продвижения к тундре будут становиться все меньше, ниже, кряжистее.

Подобное происходит и с людьми: в зависимости от социального окружения, в котором они растут, они приобретают разную конституцию.

Только это конституция не столько внешняя, сколько внутренняя. Однако внешние отпечатки внутренней конституции так же наблюдаются.

Люди, развиваясь в разной диспозиции, обретают и закрепляют в своей психике разную готовность спонтанно реагировать на возникающие ситуации.

Есть люди, которые верят, что все задачи для них разрешимые, они проходят через жизнь с этой уверенностью.

Есть те, кто уверен, что большинство задач для них совершенно неразрешимы и способ прожить жизнь хоть как-то – это спрятаться от сложной ситуации, когда, вдруг, нужно будет сложную задачу перед собой выбирать, когда она перед тобой, вдруг, встанет.

Пьер Бурдьё в своей диссертации рассказывает нам о том, как разные группы в алжирском обществе по-разному ведут себя на уровне моторных, физических действий. Есть люди, которые уверенно пользуются своим телом, они точно знают, что, если они захотят повесить шляпу на вешалку, вешалка окажется в нужном месте. Есть люди, которые уверены, что если они попробуют бросить шляпу на вешалку, то они в лучшем случае промахнутся мимо вешалки, а в худшем случае смахнут саму вешалку. Есть те, которые действуют чуть-чуть увереннее, но знают, что нужно основательно и осторожно примериться, отмерить все свои движения, иначе все может закончиться конфузом.

Уверенное владение своим телом коррелирует с принадлежностью к статусным группам.

Аристократические люди ведут себя вальяжно, они принимают спонтанно более свободные позы, раскованные и непринужденные. Это очень заметно по позициям мужчины и женщины в Кабиллии, где женщин приучают вести себя по-женски: скованно, немного ссутулившись, семенящей походкой медленно передвигаться. Невозможно представить себе в Кабилии ситуацию, когда женщина будет так же свободно и широко шагать, как это делает мужчина, особенно благородного происхождения.

Свободного человека легко можно узнать по осанке, походке, по тому, что в классической литературе называют властной манерой держаться. Да, властная манера держаться сразу говорит, кто перед нами – аристократ или человек невысокого социального происхождения.

Та же властная манера вести себя транслируется и во все остальные области социальной жизни: за что бы ни брался ребенок высшего класса, он ведет себя так, как привычно вести себя ребенку высшего класса, и поэтому он очень легко снова попадает в этот класс, например, при социальных катаклизмах и при переездах в другую страну.

Пьер Бурдьё обозначает две стратегии самореализации. Стратегия прорыва: смело порвать с авторитетом предшественников, пуститься в какую-то революционную деятельность. Стратегия наследования: унаследовать маленький участок работы, сделать все по правилам, получить маленькую ставку и остаться на ней до конца жизни. Вторая стратегия позволяет с большой вероятностью удержаться на каком-то уровне «синица в руке», но не позволяет прорваться.

Дети аристократического происхождения выбирают первую стратегию, а дети более скромного, менее привилегированного происхождения, например из рабочего класса, выбирают вторую. Да, это происходит, потому что первые растут в ситуации, когда не боятся проиграть. Они, во-первых, не верят, что могут проиграть, потому что думают, что мир создан для них. А во-вторых, они знают, что если проиграют, это не будет концом всего. Они не станут безработными и не попадут в чернорабочие: у них есть фундамент, есть семейный ресурс. В худшем случае они попробуют себя заново, потом еще раз заново, затем еще раз… И если долго и смело пробоваться в конце концов нащупаешь что-то такое. Если знаешь, что не умрешь с голоду, гораздо проще предаваться реализации, чем если ты знаешь, что «не потопаешь, не полопаешь».

Сейчас, все-таки, голодный провал никому в развитых странах не грозит. Но есть – габитус, впитанный из среды, в которой вырос! И габитус скручивает в бараний рог, даже, если вдруг выпадает счастливый лотерейный билет.

Да, бедным бесполезно предоставлять больше возможностей, пока у них остался прежний габитус. Когда у бедных становится больше денег, они продолжают вести себя как бедные, только с большей интенсивностью. Когда бедные выигрывают в лотерею, они не становятся частью высшего класса, они чаще всего спиваются, ломаются, потому что жадно начинают употреблять в большом количестве то, что прежде было для них элементом праздника. Они не начинают жить обычной рабочей жизнью обеспеченных людей, они начинают кутить, упиваться свалившимся на них положением. О котором в глубине своей души они думают, что они его недостойны, что это просто везенье, которое надо вкусить. И в этом плане они несут в себе зерна своего разрушения – впечатанный габитус: «я человек маленький...»

Как стать большим?

Осознать свой габитус и преломить его, замахнувшись на большую задачу! На задачу, спирающую дыхание!

Ну не помрем мы с голоду в современном мире! А вот выправиться, подняться от земли, начать идти свободной и смелой походкой мы попробовать можем! Мы можем создать свой новый габитус!

Вы умеете замахиваться на большое? Или скромно берете что-то неопасное, что рядом? На что никто больше не покушается? Вы умеете конкурировать и побеждать?

Учитесь! Жить с напряжением намного интереснее, чем тихонько отсиживаться в кустах!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Ада Лавлейс, или зачем копать вглубь"
14 авг. 2018 г.
Удивительная Ада Лавлейс. Первый в мире программист. Она создала описание вычислительной машины и написала к ней программу. И все это она сделала в первой половине XIX века! Был бы жгучий интерес, уважаемые дамы, и тогда всё обязательно случится! Ее именем назвали один из языков программирования.
3Подробнее →
Картинка к "Принести себя в жертву – меньше любить себя?"
20 нояб. 2018 г.
Дивный в своей дремучести интернет-мем: «Когда вы приносите себя в жертву, вы начинаете сами любить себя меньше». Друзья, люди не умеют не любить себя!
Картинка к "А что это такое – синдром самозванца?"
28 нояб. 2020 г.
Нынче стало модным обсуждать синдром самозванца. Только ленивый не оттоптался на этом явлении от «психологии». Друзья, как вы можете заметить, психологию беру в кавычки. Потому что на тему самозванцев еще та «психология» вещает.
Картинка к "Что мне поможет побороть лень?"
01 нояб. 2016 г.
Уважаемые читатели, с любовью к вашим жизненным результатам дарю свой страстно составленный волшебный пендель всем, кого интересуют их жизненные результаты, и кого, вдруг, замучила зловредная прокрастинация. ​​​​​​​Мы поговорим об одном всем знакомом человеческом качестве. Это то качество, на которое постоянно жалуются все мои клиенты. Качество называется – лень. И вопрос, который звучит: Что же делать?! Как можно побороть свою лень?! Я дам несколько подсказок. Эти подсказки перед вами в виде текста — вы можете их прочесть, и в виде аудиозаписи — вы можете прослушать.
Картинка к "Элита"
01 окт. 2022 г.
Элита - лучшая часть общества. Обязательное условие - элита всегда здорова, и это ее отличает, например, от интеллигенции, у представителей которых могут быть букеты комплексов и душевных проблем.
Картинка к "Еврейское воспитание"
01 окт. 2022 г.
Современное еврейское (не религиозное) воспитание сочетает две, казалось бы, разнонаправленные вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами. Как пишет Туве Янсон, "Муми-мама - это такая мама, которая всегда всем все разрешает и никогда никому ничего не запрещает". Так вот, это описание современного еврейского (не религиозного) воспитания. В еврейских семьях детишки ходят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное "воспитание", а воздух, которым нельзя не дышать.
Картинка к "Как воспитать ребенка, верящего в свои силы"
01 окт. 2022 г.
Моей Лулу было около семи лет, она в это время обучалась играть на двух музыкальных инструментах, и отрабатывала на пианино музыкальную пьесу под названием "Маленький белый ослик" французского композитора Жака Ибера. Это веселая музыка - можно легко представить себе ослика, бредущего по дороге вместе с хозяином - но технически это довольно трудное упражнение для юного пианиста, поскольку разными руками надо поддерживать шизофренически разные ритмы.
Картинка к "Личность и социум"
01 окт. 2022 г.
Отношения личности и социума - непростые. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум - почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека. вследствие чего между социумом и личностью могут быть конфликты.
Картинка к "Механизмы, условия и источники развития личности"
31 дек. 2012 г.
Условия развития - это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В деревне развивается деревенский мальчик, в Итоне - выпускник Итона. На основе этого формируется направленность личности, в том числе внутренняя позиция в отношении развития, склонность и способности личности развиваваться или нет, а если развиваться, то в какую сторону.
Картинка к "Социальная успешность"
01 окт. 2022 г.
Социальная успешность - определенный уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране и культуре. Обычно это определенный уровень материального достатка, социального статуса и социального влияния. Естественно, это всегда конкретно-исторически, конкретно-культурно и конкретно-экономически. Успешность на то и социальная, что вне социума «не считается». Или «не считается» в другом соц.слое или в другой стране.
Картинка к "Средний класс"
01 окт. 2022 г.
Средний класс - прослойка общества, где люди хотят быть на уровне, но не рвутся в первые. Ценят стабильность.
Картинка к "Успешный человек"
01 окт. 2022 г.
В книге «Тройной пакет» (авторы - Чуа и Рубинфельд, профессорша и профессор из Гарвардского Университета) приводятся результаты колоссального исследования природы успеха в Америке. Авторы провели колоссальное исследование, чтобы определить, какие люди достигают успеха. И они пришли к выводу, что рецепт успеха это три фактора, но обязательно три и все вместе. Не может быть два фактора без одного, один без двух и так далее. Если будет три, то будет успех. Итак. Первый фактор. Это фактор, который они называют гордость за свое происхождение. При этом они сами говорят, что мы думали, что евреи гордятся больше всего избранный народ, выяснилось, что ничего подобного.