Как планировать свой день - дошкольнику?

18 мая 2018 г., 16:29

Когда ребенок еще маленький, мы, родители, планируем все за него. Ставим перед ним задачи, подсказываем шаги выполнения, даем инструкции, как правильно делать, контролируем процесс.

Этот процесс можно изложить на бумаге в виде плана. Если ребенок еще не достиг школьного возраста, то план можно нарисовать, либо сделать веселую аппликацию, чтобы малыш понял, что от него требуется. Младшие школьники частично справляются с этой задачей сами, но в большей степени нуждаются в помощи родителей.

Зачем ребенку прививать навык планирования, когда и так все ясно и понятно, что день запланирован заранее? Он каждый день посещает детский сад или школу. Мама ведет его на подготовительные курсы. Танцы, гимнастика, музыка, хоккей, футбол – это примерный режим дня ребенка. Но при этом родители часто говорят, что ребенок плохо справляется с утренними процедурами, опаздывает в школу, а вечером его трудно отправить вовремя в кровать. Трудности также возникают с организацией порядка, поддержанием чистоты рабочего места, контролем эмоций.

Изначально список дел предназначен для родителей. Но, когда ребенок видит, как мы составляем план дня, он приобретает навык, который будет использовать в дальнейшем для своих нужд. На первом этапе он только знакомится с планированием дел на день, неделю. Дальше его вовлекают в процесс составления дел. Ребенок является полноправным партнером при разработке задач на день. Постепенно он учится организовывать свое время без помощи родителей.

Для большей эффективности список дел лучше разбить на части – утро, обед, вечер.

Список дел на утро лучше всего обговорить заранее с ребенком. Вместе определить порядок действий, время выполнения, чтобы вовремя успеть в школу. Согласно требованиям создать чек-лист и повесить его на видном месте. На первых порах мама напоминает без прямых указаний о последовательности дел на утро. Дело, которое выполняет, ребенок вычеркивает из списка или ставит галочку. Чтобы ребенок почувствовал время выполнения, можно поставить таймер. Например, 8-10 минут на зарядку, 2 минуты почистить зубы, 5 минут проверить портфель, одеться. В течение трех недель у ребенка вырабатывается самостоятельный навык выполнения задач.

Время с утра до обеда занимает школа. Это время четко распределено при помощи дневника. Некоторые дети часто забывают заполнить дневник или не хотят, так как вечером могут позвонить другу/подруге, узнать домашнее задание. В этом случае помогут напоминалки в виде стикеров на учебниках, поощрительная система.

Дела на вечер распределены по приоритетам: домашнее задание, приготовление портфеля, вещей на завтра, выполнение работы по дому, вечерний ритуал. Главный принцип - все дела закрываются до 21.00. План действий, сроки выполнения также обговариваются с ребенком. Чтобы ребенку было легче начать, лучше всего начинать с легких заданий.

Например, после выполнения домашнего задания ребенку необходимо убрать свое рабочее место. Составляем первые шаги:

– Решаем, какие предметы остаются на столе, какие отправляются в ящик.

– Распределяем тетради к тетрадям, книжки к книжкам, карандаши отправляются в стакан для карандашей, цветная бумага, картон - в папку.

– Над столом прикрепляем фотографию, как выглядит стол, приведенный в порядок.

Через пару недель ребенку не придется напоминать об уборке на своем столе. Маленький человек выработал такой навык при помощи планирования.

Список дел на вечер: заранее обговариваются обязанности ребенка по дому (от одного до четырех дел за день). Сколько времени потребуется на выполнение? Когда дело будет выполнено? В списке дел указываются сроки: время, день выполнения этого дела. Ребенок отмечает галочкой - выполнил/ не выполнил. Если выполнил, хвалим, поддерживаем азарт в выполнении заданий. Если не выполнил – ведутся переговоры. Возможно в процессе выполнения у него возникли трудности. Выясняем их, помогаем преодолеть.

Правильное планирование – ключ к успеху. План всегда можно изменить, откорректировать в зависимости от приобретенных навыков ребенка.

Как эффективнее справиться с этой задачей? Групповые занятия мотивируют в десять раз больше, чем работа в одиночку. На детской дистанции мы развиваем навык планирования так, чтобы утро было солнечным и бодрым, а вечер приятным и теплым в кругу семьи. Регулярный график занятий, обратная связь тренера каждый день, поддержка коллег являются мощным стимулом развиваться и не отставать от других детей.


Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Детская Дистанция – воспитай свободную целеустремленную личность"
26 февр. 2018 г.
Известно, что детям быстро надоедает заниматься одними и теми же делами, даже если они нужны, и полезны. В процессе воспитания, мы взрослые ищем рычаги влияния на своего ребенка. Как показывает практика, стили и методы воспитания обычно передаются по наследству, но они не всегда эффективны. Меняются времена, меняемся и мы вместе с ними.
14Подробнее →
Картинка к "Проект ДИНАСТИЯ"
16 февр. 2018 г.
Эти цели воодушевят всех родителей, которые хотят, чтобы их дети были лучше их, чтобы их дети могли (и хотели!) нести в жизнь их ценности и с честью продолжить их род.
Картинка к "Что дает Дистанция? Реальность, похожая на сказку"
01 янв. 2015 г.
Отчеты дистантников и их истории успехов – это многие тома удивительных рассказов: реальность, похожая на сказку.
Картинка к "Дистанция для старшеклассников"
14 февр. 2014 г.
Дистанция - это самая популярная в России система развития себя, разработанная проф. Н.И. Козловым. Это развитие навыков общения, лидерства, самоорганизации, налаживание отношений в семье, возможность поправить здоровье, приучить себя ложиться вовремя, отучить себя от жалоб, оправданий и самоедства, научить себя слышать, понимать и профессионально чувствовать людей.
Картинка к "Игра в планирование дел с ребенком 7 лет"
01 янв. 2013 г.
В субботнее утро моя 7 летняя дочь проснулась как обычно раньше меня. Открыв глаза, я увидел ее лежащей на диване в пижаме. Встретила меня моя принцесса словами: «Можно я посмотрю телевизор. Доброе утро, папа».
Картинка к "Планирование дня"
01 окт. 2022 г.
Проснувшись и пройдя через утро, почувствовав свое состояние, получив новые вводные и от домашних, и по работе, к моменту начала дел мы обычно понимаем, что сделанный вечером список дел нужно уточнить и дополнить. Заново напишите полный список всех дел на сегодня.