Виды эмоций и чувств
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Большинство мифов и недоразумений вокруг эмоций и чувств связаны только с тем, что люди плохо себе представляют их разнообразие. В отношении эмоций и чувств особенно важно говорить не об «эмоциях и чувствах вообще», а каждый раз уточнять, о каком виде эмоций (чувств) в данном случае идет речь, о каких конкретно чувствах мы говорим↑.
Описывая отличия во внешних проявлениях эмоций и чувств, мы говорим о их характеристиках↑. Разговор о разнообразии видов эмоций и чувств — о другом, это разговор о сущностных различиях между разными эмоциями (чувствами), различиях в их внутренней структуре и внутренних процессах.
Начнем с того, что множество так называемых бытовых эмоций скорее дешевая показуха, разменная монета общения, где от живой эмоции остается только словесный ярлычок.
Если родители видят, что девочка усиленно тренируется изображать несчастную обиду, срисованную от подружек в детском саду, то потребовав это прекратить, они не подавляют ее эмоции, а прививают ей элементарную культуру.
Те, кто считает, что эмоции — это естественная реакция на те или иные события, и беспокоится, что контроль эмоций превратится в их подавление, не знают или забывают, что кроме врожденных и натуральных, есть приобретенные и культурные эмоции (чувства), возникновение которых происходит не автоматически, не по рефлекторной дуге, а опосредуется культурным опытом человека и, соответственно, вполне поддается естественному регулированию. А знание того, что эмоциональный арсенал не ограничивается эмоциональными реакциями, что люди могут запускать эмоциональные акции и более того, пользуются ими гораздо чаще, чем кажется наивному взгляду, в принципе дает новое видение возможностей управления эмоциями.
Эмоциональные акции — как правило, вполне управляемы, эмоциональные реакции управляемы плохо, а некоторые их разновидности (заякоренные эмоции) — практически неуправляемы.
Психологам и психотерапевтам чаще приходится работать с эмоциональными реакциями, но и здесь важно различать вполне управляемые оперативные эмоции, за которыми стоят внутренние выгоды, и реактивные эмоции, контролю и управлению практически не поддающиеся. Однако если мы знаем их три основные разновидности: рефлекторные эмоции, заякоренные эмоции и привитые эмоции, мы можем определить направление эффективной работы с ними. Все эти разновидности эмоций отличаются и своим происхождением, и способом запуска, и характером протекания. Естественно, и методы работы с ними также различны: привитым эмоциям можно переобучать, заякоренные эмоции можно перебить новым якорем, рефлекторные же эмоции так не корректируются...
Резюме: грамотное исследование по поводу эмоций всегда указывает, о какой разновидности эмоций идет речь. Грамотный исследователь эмоций не будет говорить об эмоциях вообще: он будет уточнять, о каких конкретно эмоциях он говорит в конкретном случае.
Подробнее об основных разновидностях эмоций и чувств
- Врожденные и приобретенные.
Врожденные эмоции — эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, но где социальный фактор и обучение родителями играет, по видимому, минимальную роль. См.→
- Базовые и вариативные эмоции (чувства)
Базовые эмоции проявляются внешне одинаково у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Эмоции, внешнее проявление которых разнообразно, культурно и личностно обусловлено — вариативные эмоции.
- Натуральные и культурные эмоции (чувства)
Натуральные — чувства и эмоции, рисунок и ход которых определяется преимущественно генами, нашей природой. Культурные — созданные людьми в процессе развития культуры. См.→
- Элементарные, составные и сложные эмоции (чувства)
Элементарные эмоции — это максимально простые, далее неразложимые на еще более простые, эмоции-атомы. То или иное сочетание базовых эмоций порождает составные эмоции. Так, например, гнев — это отвращение плюс агрессия.
- Когнитивно простые и сложные эмоции (чувства)
Эмоции, возникающие как реакция на элементарный стимул, являются когнитивно простыми (пример — заякоренные эмоции). Эмоции и чувства, возникающие в результате сложной деятельности понимания происшедшего, тем более с учетом расчета имеющихся интересов и возможных последствий, являются когнитивно сложными.
- Эмоциональные акции и реакции
Вас обрадовали — вы обрадовались. Вас испугали — вы боитесь... Это — ваши эмоциональные реакции. А вот ситуация другая: вы сидите, заняты делом. Вдруг прибегает ребенок, дарит вам конфету. Конфета, возможно, вам вовсе не нужна, но если вы любите детей, то из педагогических соображений вы, скорее всего, ему радостно улыбнетесь и от души поблагодарите. Тут радость и благодарность — ваша эмоциональная акция. Когда группа сотрудников идет поздравлять именника, тем более своего шефа, выражаемые эмоции — не реакции, а эмоциональные акции. Смотри Эмоциональные акции и реакции
- Сложные эмоции
Сложные (составные) эмоции — содержащие в своей основе базовые, простые, далее неразложимые, эмоции. Сложные и простые эмоции соотносятся между собой, как молекулы и атомы.
Обида, вина, отчаяние, разочарование, ревность, жалость, зависть — все эти составные чувства включают в свой состав гнев и грусть. И работа с ними должна идти через эти базовые эмоции (гнев, грусть). Смотри работу с обидой, виной и аналогичные статьи.