Страхи
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Страхи, как житейское понятие, имеет два основных смысла. Когда про какую-то девушку говорят: «У нее страхи», скорее всего имеют в виду высокий уровень ее личностной тревожности. В этом смысле страхи — это состояние и личностная черта, готовность во всем (или в чем-то) видеть страшное и бояться. Похоже, что в таких случаях в принципе не совсем точно говорить о страхах, это скорее желание человека избежать не вполне комфортных для него ситуаций и нежелание себя чем-либо напрягать.
С другой стороны, страхами называют не вполне адекватные переживания и реакции страха в конкретной ситуации: детский страх темноты, страх пауков, страх полета. Если у человека страх понятный, адекватный, оправданный, его не назовут человеком со страхами.
Индиана Джонс, герой известного фильма Спилберга, очевидно душевно здоровый и смелый человек без какой-либо выраженной тревожности, боялся змей. Страх перед змеями — понятный, реально оправданный страх, и нежелание человека рисковать своей жизнью — показатель ума, а не страхов.
А вот страх темноты у человека, знающего, что он находится у себя в квартире и бояться ему нечего — это уже то, что называется «страхи», называется «страхом темноты». Единичные страхи могут быть у каждого человека и вовсе не обязательно свидетельствуют о повышенной личностной тревожности.
Дать список даже основных страхов затруднительно: у каждого человека могут быть лично свои, уникальные страхи. Только для удобства анализа можно выделить страхи детские и родительские, бытовые и экзистенциальные...
О своих страхах люди иногда любят рассказывать сами, но не всегда этим рассказам следует верить. Истероидные личности больше рассказывают о своих страхах, нежели реально их испытывают. О действительном уровне страхов может сказать либо тест Кеттелла, либо внешние признаки, которые может заметить внимательный наблюдатель. Напряженное лицо, бегающие глаза, дребезжание тела, стремление сохранить дистанцию в общении, закрытость и подозрительность к незнакомым людям...
Страхи и тревожность, бывает, приходят к нам в душу сами, но у кого-то они не приживаются надолго, а где-то оказываются желанными гостями. Чаще, однако, страхи и тревожность — результат социального научения. Детей обучают бояться родители, дети играют в страхи самостоятельно, люди начинают бояться чего-либо тогда, когда в этом есть какая-то выгода и интерес. Взрослые и развитые люди не разрешают себе неуместные страхи, не тревожны, осторожны и смелы одновременно, а с возникающими страхами умеют работать быстро и эффективно. Всему этому можно научиться.
Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать — в основном женщины.
Страх — удивительный инструмент, придуманный природой и давно уже, хотя и не всегда удачно, встроенный в человеческую культуру. К страхам и тревожности нужно учиться относиться разумно, исходя из того, что страх — полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх — правильно, руководствоваться страхом — опасно. Когда страшно, смелость — это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей, в том числе учитывающее возможные риски. Слабым людям помогает умение работать со страхом, сильным — способность быть выше страха.
Сильному человеку не нужно работать со страхом, как не нужно работать с проблемой умывания: что тут работать, пошел и умылся! Однако грамотные стратегии поведения в напряженной и страшной ситуации — вещь полезная. Какой бы сильный ни был человек, страшно может быть любому, сильный человек отличается только тем, что умеет разобраться в происходящем, собраться — и сделать все необходимое...
Страхи и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Работа со страхами — популярный запрос клиентов. Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: «Посиди со мной, мне страшно!», при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.