Родители и дети
Ребенок в человека вырастает не сам, ребенка человеком делают родители. Ребенок рождается без опыта текущей жизни, он — почти чистый носитель информации, который только начинает записывать и объяснять себе все происходящее вокруг. И именно родители являются первыми людьми, которых фиксирует маленький человек, и для большинства людей именно их родители становятся и на всю жизнь остаются наиболее важными людьми для ребенка.
Родители обеспечивают условия выживания и комфорт ребенку. Родители вводят ребенка в мир, объясняя ему почти все правила этого мира. Родители учат ребенка моделям поведения и отношений с миром, с людьми.
Конкретнее, по данным исследований, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа — самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.
Родители заряжают ребенка энергичностью. Родители поддерживают и одобряют ребенка. Родители формируют у ребенка самооценку. Родители ставят ребенку жизненные ориентиры и первые цели. Родители становятся для него референтной группой, по которой он сверяет свою жизнь, и когда мы взрослеем, мы все равно основываемся (или отталкиваемся) от усвоенного нами родительского опыта. Мы выбираем мужа или жену, воспитываем детей, строим свою семью на основе опыта, полученного с родителями.
Родители навсегда остаются в сознании ребенка, а затем и взрослого, в виде картинок и в виде моделей поведения. В виде отношения, как к себе, так и к другим, в виде усвоенных с детства обид, страхов и привычной беспомощности или привычной уверенности в себе, радости жизни и волевому поведению. Как целенаправленная деятельность, воспитание вторично. Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети, какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.
Впрочем, признание огромной важности детства для формирования личности — это одно, отношение «родители — дети» это другое, конкретная ситуация развития — это третье. В одной семье мама била маленького Сталина, вот он и вырос жестоким. В другой семье папа бил маленького Сталина, вот он и вырос тихим и безвольным. В третьей семье папа учил маленького Сталина помогать маме и бил его, когда тот обижал слабых, вот он и вырос педагогом. А в четвертой семье мама била маленького Сталина, и тот дал себе зарок, что он своих детей никогда бить не будет... Подробнее читайте статью «Главный секрет всех детей».
Жизнь ребенка
Возможно, вы хотите ребенка воспитывать, а ребенок в это время просто живет. Как живет ребенок в разном возрасте, что ему интересно, чем он себя занимает? См.→
Отношение родителей к ребенку
Зачем мы хотим детей, зачем мы их рожаем? Вопрос не для всех простой, см. Зачем люди заводят детей.doc
Далеко не все родители, влияя на детей, их воспитывают. Нередко они отделываются от детей, мстят детям, разряжаются на детей…
Большое число родителей родило, потому что «так получилось», а теперь воспитывают потому что «куда ж ты денешься, оно все равно орет» и чтобы мне меньше было неприятностей — мне придется его повоспитывать. Большинство родителей воспитывают детей, чтобы они меньше докучали в жизни. Они не детей любят, они себе хотят меньше неприятностей, о себе заботятся и это не воспитание, это защита от детей. Смотри Отношение родителей к ребенку
Отношение детей к родителям
Отношение детей к родителям, как правило, создают сами родители, хотя и не всегда осознанно. Важнейший фактор здесь — семья, в которой живет и воспитывается ребенок. Родители — всегда значимые люди для детей, но любовь детей к родителям сама не рождается и не гарантирована. Долг детей перед родителями. Есть ли он? В чем он? Как поддерживать теплые и душевные отношения между родителями и детьми? См.→
Родители и взрослые дети
Дети вырастают и становятся взрослыми, но не всегда вырастают и взрослеют отношения между родителями и детьми. Как настроить эти отношения? См. →
Возможности родительского воспитания
Если ты хочешь быть хорошим родителем, если ты любишь своего ребенка и учишься быть хорошим родителем и воспитателем, будут ли у тебя точно успехи? Ничего вам не обещано. Вы можете быть супер педагогами, но у вас может родиться кислый или трудный ребенок, с которым реально трудно что поделать. Вы сделаете лучшее из возможного, вы можете уменьшить неприятности людям от этого ребенка, но успеете ли вы из этого ребенка сделать достойного человека за два десятка лет его воспитания? — Это произойдет не всегда. Смотри Возможности воспитания
Центры, занимающиеся вопросами воспитания детей
В Москве:
Тренинг Центр «Синтон»
Координаты Синтона в Москве
м. Измайлово, Окружной проезд, д. 15, корп. 2 здание НИИ «ГИПРОРЕЧТРАНС».
Контактные телефоны:
+7 (499) 705-5695
+7 (925) 602-4430, [email protected] (Радыгина Анастасия, менеджер проектов)
Ждем ваших звонков по будням с 10:00 до 18:00.
«Центр поддержки растущего поколения «Перекресток»
Руководитель Центра — Кирилл Хломов. Адрес: 119146, РФ, г. Москва, Фрунзенская наб., д.36/2
Телефон: (495) 609-17-72
Сайт http://www.perekrestok.info
Электронная почта: [email protected]