Рефлексивное слушание
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Рефлексивное слушание — активное слушание по мужскому типу, ориентированное преимущественно на разум и логику, а не на чувства и душевное понимание.
Однако личностные особенности собеседников никто не отменял, и корректность в рефлексивном слушании обязательна: слишком дельное замечание, воспринятое собеседником как критика, может вызвать эмоциональный протест.
Рефлексивное слушание предназначено в первую очередь для делового стиля общения, его задача — усвоить и разумно переработать передаваемую информацию. Это слушание содержательное, с вопросами типа: «где, когда, сколько, какие обоснования и что из этого следует?» Разбор, анализ, разумная критика и подсказки — в рефлексивном слушании нормальны и приветствуются.
Вдумчивость — внутренняя основа рефлексивного слушания. Владение техникой «Повтори, согласись, добавь» — показатель освоенности этого стиля слушания.
Рефлексивное слушание необходимо развивать, как и многие другие важные коммуникативные навыки. Есть мнение, что в обычной жизни мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали. Типовая ситуация: вы задали вопрос, собеседник вам отвечает — но на что-то свое, а не на тот вопрос, который вы задали... Чтобы слышать собеседника более качественно, полезно научиться воспроизводить речь собеседника точно, практически дословно. Самое простое упражнение — это повторение вслух обращенного к вам вопроса или утверждения собеседника в форме вопроса на подтверждение: «Ваш вопрос такой-то...» или «Я правильно вас понял, вы говорите что...»
Как специальное упражнение, тренировка «повторить дословно» может быть организована например следующим образом. Из отчета студента-психолога:
1) 5 раз в неделю по 30 минут в день смотрю любую передачу по ТВ и повторяю (про себя) каждую фразу за людьми с задержкой в 1-2 секунду. Как переводчики с задержкой переводят текст другому собеседнику.
2) Читаю текст, проговариваю одно предложение и повторяю вслух, 30 минут в день, 2 раза в неделю.
3) Читаю текст по одной строчке и переписываю на бумагу/электронную бумагу (10 предложений), 1 раз в неделю.
Объем запланированного результата: могу точно, дословно повторить обращенный ко мне вопрос или просьбу.
Вопрос: что из последнего абзаца вы сможете повторить дословно?
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Искусство умного общения»
В курсе 8 видеоуроков. Посмотреть >>