Реакция на ошибки окружающих
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Человек рядом с нами совершил ошибку.
Ребенок забыл убрать вещи, жена никак не может собраться и мы опоздаем, муж прошел грязными ботинками по чистому полу, сотрудник отправил платежку не на тот адрес…
Как реагировать на такие, по сути бытовые ситуации?
Большинство людей на это реагирует шаблонно, не включая голову, привычным для себя образом. Это не всегда плохо: если воспитание было хорошим, то и реакция на ошибки окружающих вполне достойная.
За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое.
Нередкая реакция на мелкие ошибки окружающих, которые нас не задели — злорадство и смех. Если ошибка задевает наши интересы, многие из нас склонны расстроиться, указать и укорить (сделать замечание), а то и начать ругань. Иногда это бывает правильно, чаще — не нужно никому, оказывается конфликтогеном и запускает разборки: «А я не специально», «А чего ты» и так далее.
Ошибки ошибкам — рознь. Если ошибка приводит к должностному преступлению, это ситуация опасная, и тут реакции могут быть любыми, вплоть до лишения жизни. Другое дело — бытовые, мелкие, случайные ошибки, на них не всегда в принципе стоит обращать внимание.
Кроме того, что этот человек сейчас совершил ошибку, в этот же момент он мог сделать и радость, и подвиг. Вокруг вас было много и других обстоятельств: вы точно решили, что нужно обращать внимание именно на эту ошибку и именно сейчас? В таких случаях реакция зависит не столько от объективной ситуации, сколько от типа личности реагирующего.
Как грамотно отреагировать на ошибку? — Грамотное реагирование начинается с того, чтобы разобраться в том, что произошло. Как видится ситуация глазами того, кто ошибку совершил? Может быть, человек просто не заметил? Или у него другое понимание происходящего?
Если у человека другое видение и в его видении ошибки нет — ваши взгляды на происшедшее следует обсудить. Если ошибка в полной мере человеку не понятна и нужные выводы не сделаны, смотри алгоритм «Плюс-Помощь-Плюс» и далее Конструктивная критика. А может быть, вы что-то пока не понимаете, а человек на самом деле совершил подвиг? В любом случае полезно понять состояние того, кто совершил ошибку, для этого важно поставить себя на его место.
Тут вариантов может быть множество: кто-то спокоен, кто-то в эмоциях, а эта девушка переживает до отключения способности соображать. Если человек переживает, человека желательно успокоить, а на будущее научить упражнению «Ошибочка!». Если человек не столько переживает, сколько разыгрывает Дурика — установите формат.
Если человек допускает ошибки, потому что не думает или живет действует по привычному шаблону, ругаться бессмысленно. Если есть возможность — без ругани обратили внимание, попросили в следующий раз делать показали как. Далее закрепляем навык.
В некоторых случаях важно понять, это ошибка случайная (разовая) или типовая (системная, повторяющаяся)? Если ошибка случайная, человек ошибку заметил и нужные выводы сделал без нас — улыбнулись и пропустили. Тут даже не надо прощать, потому что вы и не обвиняли. Если человек нуждается в поддержке — поддержку дали. Нужно ли указывать на случайную ошибку, если человек ее сам не заметил или выводов не сделал? Если он ваш ученик — да, нужно. Если это ваша теща — не следует.
Если ошибочное поведение может повторяться, грамотная реакция должна учитывать причины. Если человек в принципе не понимает, что его поведение ошибочно — объясните и дайте четкие инструкции. Разговор о чувствах и что «Это не страшно, не стоит переживать» — только отвлекает и мешает понять главное: что и как делать можно, а что и как — нет.
Рассказ: «У моей тетки двое детей. Сейчас они взрослые, а когда были маленькие старший Сашка очень переживал, когда случайно разбивал чашку. Даже плакал. «Мама, она же была такая красивая». Зная, как дети могут расстраиваться из-за битой посуды, с младшей Светкой тетя решила сразу утешать и успокаивать. Разбив первую в своей жизни чашку маленькая Светочка удивлённо, вопросительно и расстроенно посмотрела на маму. А тётя, как и я, улыбнулась: «Ничего страшного! Купим новую чашку!» На что Светка, ничтоже сумняшеся схватила со стола следующую чашечку и фигак об пол. «Ничего страшного! Купим новую!» — Так что любовь любовью и бить конечно не надо, но на мой взгляд все-таки не стоит положительно подкреплять битые чашки и залитые сладкими напитками ковры и одежду».