Разум и чувства
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Чувство — это жизнь тела. Чувства — живые и теплые, и внимание к чувствам — это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела — это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь — это движение, а чувство — это переживание энергии тела.
Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть...
Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство — это тело. Это погружение в жизнь тела.
А разум — это другое. Разум — это закон мира, свет разума строг и направлен вовне, во внешний мир, к его строению и законам. Разум занят законами: он готов им подчиняться сам и считает правильным, чтобы им подчинялось все. Законы мира можно открывать, находить, схватывать — и можно создавать, продвигать своей волей, устанавливать своими приказами и распоряжениями.
Разум — способность открывать или устанавливать законы мира.
Если под влиянием слов в человеке (в теле человека) поднялась энергия энтузиазма («Мы наш, мы новый мир построим!») или ярости («Пусть ярость благородная вскипает, как волна...») и человек стал двигаться — это было обращение к чувствам.
Если под влиянием слов человек остановился, включил голову и при свете сознания стал что-то лучше различать, разбираться, раскладывать, обосновывать, формулировать правила и алгоритмы — это было обращение к разуму.
Жизнь текуча, познание через чувства не дискретное, а скорее аналоговое: иногда мутное, но объемное, где есть все сразу. Чувство многопланово и многозначно, оно тяготеет к живым образам, близким ассоциациям и глубоким метафорам.
Законы разума строги, разум пользуется дискретными моделями: «да» или «нет», анализ должен быть четким, выводы однозначными.
Знание — кубик, холодная единица информации, а чувство — теплая и бьющаяся волна... Знание строит себя в свете сознания, чувство плещется в глубинах бессознательного.
Чувства — основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может быть как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Разум и чувства могут действовать в содружестве и гармонии, однако конфликт разума и чувств знаком практически каждому, это конфликт Хочу и Надо, желаний и Долга.
Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то — чувствами. Дети чаще живут чувствами, взрослая жизнь предполагает большую роль разума, однако там, где люди могут свой образ жизни выбирать самостоятельно, мужчины чаще руководствуются разумом, женщины — чувствами.
Как средство познания, разум многократно мощнее чувств, но не нужно думать, что разум всегда прав. Коллективный разум всегда разумнее, чем коллективное чувство, но у конкретного человека чувства могут быть разумны, а разум — кривой. Когда разум слаб, а чувства сильны, возникает феномен рационализации — человек бездумно идет за своими чувствами, но всегда находит этому как бы разумное объяснение.
Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова. Все ответственные решения должны проверяться разумом.
Любопытно, что в российском менталитете разумная целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.
Характерный пример: в статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать «зачем» он делает то или иное. Комментарий к этой статье: «Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны».
Мы ответили на этот комментарий так: «Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, «без головы»? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях — в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример».
Комментарии (3):
Мне очень близки вещи, которые вы здесь пишите. Однако, смею Вам напомнить ещё одну простую истину - нерационально мыслить об истинносте положения дел, исходя лишь из своего когнитивного аппарата, ведь всем людям присуща субъективность мнений, что предполагает возможность искаженного видения реальности;) Успехов Вам в совершенствовании мира!
В человеке должна быть гармония во всём. Разум и чувства не исключение. Нельзя принимать решения основываясь только на голосе разума или чувств. Если принимаешь решение умом и при этом чувствуешь, что что-то не так, то это не правильное решение. Аналогично и обратное. Гармонии надо учиться, тренироваться, чтобы слышать себя. Чтобы понять, что в вас сейчас преобладает может помочь онлайн-тест, а дальше дело за вами.