Просторный дом: мир разумных ограничений

01 октября 2022 г. в 21:43

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

​В этой модели два важных пункта: четкость запретов и пространство свободы. Первое — свобода. Здесь родители стремятся к тому, чтобы ребенок жил в пространстве свободы, имел возможности свободно играть, пробовать и баловаться. Чем больше у ребенка свободы и чем меньше запретов — тем лучше. Запреты здесь скорее — вынужденная мера. Запреты — здесь заранее известны, их все знают, все понятно, они много раз проговорены и часто записаны, сверх этого ничего нет, и пока ты их не нарушаешь, мы тебя всегда любим.

Устанавливая запрет, родители думают, насколько он необходим и стараются сделать его понятным для ребенка. С другой стороны, при необходимости запретить родители обозначают запрет четко и уверенно, жестко следя за его соблюдением: «нельзя» здесь значит «нельзя». Уважение установленных запретов здесь так же обязательно, как уважение свободы ребенка.

Поэтому: матом мы не разговариваем, и если нельзя кричать на бабушку, если нельзя драться палками, — значит нельзя. И если в 22.00 всем ложиться спать, то после 22.00 жизни нет. Никакой. Все спят.

Нельзя — значит нельзя всегда, однако жесткость запрета реализуется разнообразно, не обязательно только наказаниями, тем более наказаниями скорыми. Соблюдению запрета помогают личный пример, предупреждения, разъяснения, добрые разговоры, формирование тотального общественного мнения: «Вот это точно нельзя». Что-то может быть и прощено, но направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому что она злая, а просто потому что она тут стоит. Такой порядок, и с этим не спорят.

Если папа сказал, что нельзя, значит нельзя. Почему? Потому что папа сказал. У нас в семье такие законы. В любом обществе есть законы, в любой семье есть законы. У нас — такие. У бабушки могут быть свои законы, в школе тоже, а у нас в семье — так. Почему? Потому что это наша семья. Потому что мы тебя любим, потому что так люди живут, потому что в нашей семье так принято.

Конечно, объяснить можно — почему. Как ребенку передаются запреты и предписания: вначале ребенку говориться что нельзя, и он должен это сделать; а вот когда он это сделает, или параллельно этому подробно все расскажем. Но вначале ребенок должен сделать. Почему? Потому что в семье есть папа. С папой все можно обсудить, но с папой нельзя спорить. Вначале сделай, как сказано, а потом мы все обсудим.

Папину твердость в этой модели обычно уравновешивает и поддерживает мамина теплота и мягкость. Именно тогда, когда папа твердо держит линию порядка, маме можно быть помягче. У мамы голос теплее, мама реже требует, а чаще вначале поговорит, обнимет и попросит по-хорошему: «Убери у себя в комнате, пожалуйста!». Папу надо слушаться сразу, а с мамой можно поговорить. Папа строгий, а мама добрая. И очень хорошо, если мама после жестких папиных требований мягко деток обняла и объяснила, почему нужно не сердиться на папу, а действительно все сделать.

Важно: такая линия мамы возможна только при условии, когда рядом есть кто-то более жесткий. Без этого дети легко садятся на шею добрым родителям и на их просьбы уже сами требуют от родителей объяснений: «С какой стати мне выходить из-за компьютера? Не мешайте мне играть!» Эта ситуация недопустима, не ребенок — старший в доме.

А что же воспитывает здесь детей? Родители избегают здесь прямо учить детей, но учат их своим примером, своим образом жизни, увлекают своими увлечениями — и всем тем, чем детей удалось увлечь. Если родители хотят, чтобы дети занялись спортом, они ищут такой спорт и такие секции, где ребенку станет интересно самому. Конечно, заинтересованные родители управляют развитием своих детей, но делают это только ненавязчиво, разрешая им самостоятельно выбирать самое привлекательное из того, что нашли для них родители.

Просторный дом — достаточно удачная модель воспитания. Ее очевидные плюсы: хорошая возможность для самореализации позитивного потенциала ребенка. Дети здесь свободны, у них на душе хорошо и гармонично. При этом дети социализированы, в целом воспитаны, знают, что такое «нельзя», хорошо чувствуют себя и в школе, и на работе.

Эта модель достаточно распространена. По этой модели строится нерелигиозное еврейское воспитание, этой модели придерживается большая часть интеллигентных людей с высоким уровнем достатка.

При этом в данном подходе есть и относительные минусы: уровень развития детей при таком воспитании модели, как правило, не самый высокий и скорее средний. Если ребенок талантливый и энергичный, горящий своими увлечениями — он разовьет здесь свой талант и свои способности. Если же ребенок склонен лениться — при таком подходе он имеет возможность лениться и — ленится. Трусоватый — трусит. Если родителям важно, чтобы их ребенок имел высокие достижения в жизни, эта модель. скорее всего, им не подойдет, и более их заинтересует модель «Просторный дом с линией развития».

  • Модели воспитания ребенка
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

16 дек. 2020 г.
Должны ли родители быть с ребенком на равных?
Родители должны быть в чем-то выше ребенка. 
01 янв. 2006 г.
Чисто поле, лес густой: естественное воспитание
В этой модели основная задача родителей убрать воспитание как таковое.
01 янв. 2006 г.
Минное поле в тумане: педагогическая шизофрения
Ребенок окружен большим количеством таких запретов, которые можно нарушать.
03 февр. 2014 г.
Модели воспитания: запреты и предписания
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
01 янв. 2006 г.
Просторный дом с линией развития
Чем больше у ребенка свободы и чем меньше запретов — тем лучше.
01 янв. 2006 г.
Узкий коридор, железные рукавицы: жесткое воспитание
Данная модель воспитания ставит задачу жестко регламентировать жизнь и поведение ребенка.