Причины проблемного поведения
По Дрейкурсу и Кравцовой, за ошибочным поведением психологически проблемного ребенка стоят всего четыре типичные причины, четыре проблемные динамики:
- Привлечение внимания. В трудной ситуации ребенок обычно старается привлечь внимание родителей - они выручают. Иногда это остается привычкой на всю жизнь: в трудной ситуации стараться привлечь к себе внимание криком, плачем, публичными обвинениями - вместо того, чтобы думать о последствиях и просто решать вопрос. См.→
- Борьба за власть. Власть - сладкая награда и выгодная позиция. Детям и детям взрослым часто кажется, что власть решит все их проблемы. Увлекшись борьбой за власть, люди часто забывают о своих настоящих целях и начинают вести себя и конфликтно, и неадекватно. См.→
- Месть (отместка). Внутреннее напряжение требует выхода, и возникает поведение не для чего, а потому что: выброс некотролируемой агрессии в сторону обидчика. См.→
- Страх неудачи. Воплощается в демонстрацию беспомощности и симуляцию неспособности. Здесь же позиция Жертвы и игра в Дурика, уход в защиту и др.
Эти причины могут порождаться актуальной ситуацией, а могут идти издалека, из детства, воспроизводясь как привычное поведение.
Главный отличительный признак цели «борьба за власть» от цели «привлечение внимания» в том, как поведет себя ребенок после того, как вы сделаете ему замечание. Если он тут же прекратит плохо себя вести, значит, он достиг своей цели. Ваше внимание он получил. Но если его поведение станет еще хуже, значит, его цель — борьба за власть.
В этом случае его взгляд будет вызывающим, в нем вы сможете прочесть примерно следующее: «Может тебе и удастся остановить меня сейчас, но позже я все равно сделаю по-своему!»