Практика умного чтения для взрослых людей

21 мая 2015 г. в 06:32

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

На самом деле эта статья вовсе не о чтении, а об умении организовать себя. Я тоже не всегда был организованным человеком, и так получилось, что в моей жизни меня начали учить организованности именно с умения правильно читать. Я сопротивлялся яростно, но позже мне понравилось. А потом, когда я вошел во вкус, вслед за организованностью в чтении я расширил рамки и стал организованным в жизни...


Чтение бывает разным. Одному важно, будет ли книга интересной и увлекательной, другому — какиих результатов она позволит достичь. Одни читают, потому что чтение захватывает, и потому что так можно провести время, другие — для того, чтобы достичь поставленных целей. Первое чтение назовем процессным, второе — результатным.

Большинство людей не задумывается всерьез, для чего они читают — они читают не для чего, а потому что, у них процессное чтение. Нас с детства учили, что чтение хорошо само по себе, и большинство из нас читает, не задумываясь, просто ради самого процесса чтения. Интересно — ну и здорово, а будет результат или нет — это второй вопрос. Люди, живущие более осознанно, перед чтением определяют свои цели и отслеживают результаты после каждой прочитанной книги. Это — важнейший навык.

Катание на аттракционах — это увлекательный процесс. Пару раз во время отпуска заплатить за прилив адреналина на американских горках здорово и радостно, но тратить все деньги на аттракционы — спорно. Читать в метро — полезнее, чем разглядывать пеструю рекламу на стенах, однако читать вместо того, чтобы заниматься делами — спорно. Чтение — может стать делом, но для этого это должно быть чтение результативное, то есть то, которое даст вам реальный результат в вашей жизни.

Развлекать себя чтением мы умеем, теперь наша задача научиться читать с пользой, читать для результата. Это больше, чем просто умение организовать свое чтение, это скоро становится новым стилем жизни.

Отдельный и не простой вопрос: а как читать художественные тексты? Вопрос интересный: художественный текст, при правильном его прочтении, становится хорошим тренингом личностного развития. Вспомните, как западают глубоко в душу красивые и светлые образы, как мы начинаем подражать им в жизни, как учимся быть добрее, честнее, мудрее… С другой стороны — многие заядлые читатели сбегают из реальной жизни в мир художественного текста... Итого — в умном чтении художественной литературы есть свои правила.

Поэтому общее направление остается: если вы берете в руки книгу, тем более начинаете ее читать, вы должны четко знать, что вы в ней будете читать, как долго будете это делать, какой результат вы от чтения ждете и где результаты чтения вы в своей жизни примените.

Книг — много. Не просто много, а, учитывая тексты в интернете, настолько много, что все прочитать — нереально. Даже прочитать все то, что нам необходимо, если только делать это вдумчиво — и это нереально. Как бы прекрасно вы ни читали, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут времени, а иногда и больше.

Далее считаем: на странице — 6 абзацев. Страница — час.

При обычном чтении на содержательную страницу уходит 2-3 минуты. При ВДУМЧИВОМ чтении, когда на анализ каждого абзаца уходит до 10 минут, а на странице в среднем 6 абзацев — на каждую страницу уходит уже час.

Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…

А нужных вам книг — тысячи. Чтобы в таком режиме прочитать книгу в 240 страниц — вам придется отложить все дела, включая сон и еду, и непрерывно читать 10 полных суток. Такой вариант нам определенно не подходит.

Что делать? Обучаться быстрочтению? Можно, это полезный навык, но это еще не решение. Представьте, вы потратили полгода на освоение быстрочтения, научились читать быстро и стали читать то, что вам не нужно, то вы потратили время на освоение быстрочтения и далее просто с большей скоростью продолжаете грузить себя лишней информацией.

Скорость — еще не решение. Если человек научился быстро бегать, но побежал не по той дороге, домой он прибежит позже, чем спокойный пешеход, знающий верный путь.

Если вы научитесь быстро и уверенно отсеивать то, что вам читать не нужно, вы станете читать быстрее просто потому, что не тратите время на пустое. Важно научиться читать внимательно и быстро. Но еще важнее — научиться не читать, точнее научиться не читать то, что не нужно.

Ваша задача — освоить выборочное чтение, а это значит — всегда думать о приоритетах.

Приоритеты, приоритеты, приоритеты!


Если выбирать между сериалами и книгой — книга однозначно лучше.
Если выбирать между важными делами и книгой — важно правильно расставлять приоритеты.

Начинайте день с того, вы умылись и составили список дел. И не просто написали список дел, а расставили их по приоритетам, задавая себе вопросы: что на самом деле важно? Что еще важнее? Что важнее всего? А без чего сегодня можно обойтись? Так вот: чтение книги — это не просто «немного почитаю», а одно из дел в вашем расписании. Соответственно, вы берете книгу в руки только в том случае, если, находясь в ясном сознании и твердой памяти, с утра внесли чтение определенной книги не просто в дела дня, а в дела с высоким приоритетом.

Вот так все строго. Вот так начинается чтение как осмысленное дело взрослого человека.

Теперь:

здесь читаем, Как определять, какие книги вам читать нужно,
а здесь — конкретные инструкции, Как правильно вам читать выбранные вами книги.

Файлы:
  • Чтение
  • Автор Н.И. Козлов
  • Обучение, тренинги
  • ЛАТ

Комментарии (11):

Кузьмин Михаил Юрьевич, 30 апреля 2014 г. в 00:45
А как насчет варианта - конспектирования .... как это делается в ВУЗах? Насколько он эффективен? Какую методику посоветуете. Понятно, что выделять главное, поиск по главам, стратегические моменты пропускаем. Нашел нужную главу - там 50 листов, пара через 2 дня. По данной технологии по 10 минут на абзац явно не успеваем. Какие варианты посоветуете?
Н.И. Козлов, 30 апреля 2014 г. в 06:36
К сожалению, система обучения в вузах нацелена не на глубокое понимание текстов и не на их содержательный аналаз, а скорее на проверку "читал - не читал". В такой ситуации сообразительные студенты, имея 2 дня впереди, 50 листов читают по методике "готовлю презентацию", а именно - нахожу ключевые слова и формулировки, которые, если выучить, засвидетельствуют преподавателю, что вы текст читали. Заучиваю главные имена, несколько главных дат, что главное говорил такой-то и что ему отвечал другой. Тут главное - создать впечатление, что вы с текстом работали, Занимаясь с текстом по такой методе, можно толком даже не понимать смысл изучаемого текста, но преподаватель поставит вам "зачет". Это эффективная метода, но кажется, что настоящее обучение должно быть все-таки не в этом.
Гость, 16 мая 2014 г. в 16:32
Ну вот так неожиданно нашёл таблетку от прокрастинации. Всё что Вы сказали о книгах нужно применять к видеофильмам, обучающим программам, компьютерным программам, изображениям - фото и рисункам. Т.е. вообще желательно, забираясь в интернет, понимать, что ты там хочешь и через сколько времени найдёшь. Хватит сидеть с умным видом в интернете. Вперёд мыть посуду, пылесосить, заниматься реальной любовью. Правда есть опасение, что после глютаматной информации, вкус у реальности будет как у овсянки утром. Пресно, невкусно, зато полезно. Большое спасибо за статью!
2 ответа
Н.И. Козлов, 16 мая 2014 г. в 20:01
У меня, к счастью, опыт другой. Когда меня учили так читать, я сопротивлялся "всеми четырьмя", но спустя вот уже 30 лет констатирую - именно такой подход сделал мою жизнь яркой и плодотворной. Видеть каждый день, как много можно успеть - это радость!
Надежда, 31 января 2016 г. в 01:57
Что за овсянку вы едите? У меня она по утрам ежедневно, и она божественна!
Гость, 19 августа 2014 г. в 09:48
Не понял. Как это страницу можно читать ЧАС??
1 ответ
Н.И. Козлов, 19 августа 2014 г. в 11:15
При обычном чтении на содержательную страницу уходит 2-3 минуты. При ВДУМЧИВОМ чтении, когда на анализ каждого абзаца уходит до 10 минут, а на странице в среднем 6 абзацев - на каждую страницу уходит уже час.
Инна, 14 января 2015 г. в 16:19
Полезная статья, но с самого начала мне не хватало последнего абзаца. Если в начале указать, что такое чтение не относится к художественной литературе, а к учебникам и пособиям - высший класс.
1 ответ
Н.И. Козлов, 14 января 2015 г. в 16:30
Поправили!
Олег, 22 мая 2015 г. в 00:24
А еще хорошо бы указать на очень ценное качество цтения - развитие воображения. Видео не развивает, ибо там картинка уже и так создана, причем другим человеком. Только чтение развивает собственное воображение. А зачем же его развивать? А затем, что это метод программирования нашего подсознательного...))
Яна, 25 мая 2015 г. в 13:27
Спасибо за статью! Вы предложили гениальное решение! Думать-планировать-действовать.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Как читать художественные тексты
Читать ли художественные тексты? Вопрос интересный: художественный текст, при правильном его прочтении, становится хорошим тренингом личностного развития. Вспомните, как западают глубоко в душу красивые и светлые образы, как мы начинаем подражать им в жизни, как учимся быть добрее, честнее, мудрее… С другой стороны – многие заядлые читатели сбегают из реальной жизни в мир художественного текста. Следить за выдуманными судьбами, красивыми поступками, замысловатыми сюжетами оказывается куда интереснее, чем строить свою жизнь. Пока история чужой напечатанной и неживой жизни завораживает страница за страницей, мимо проходит жизнь ваша: живая и настоящая. Кажется, что это не самый равноценный обмен, согласны? 
01 окт. 2022 г.
Как определять, какие книги вам читать нужно
Чтобы чтение было на пользу, приучайте себя к дисциплине чтения… Что это значит в реальности? 
01 окт. 2022 г.
Логические блоки текста
Внутри нужной вам главы или страницы быстрее найти нужный вам материал помогает знание о логических блоках текста.
01 янв. 2010 г.
Логический анализ текста
Логический анализ текста — это навык находить в самом запутанном тексте его основные смыслы (или обнаруживать, что смысл в тексте отсутствует), восстанавливать логику написанного текста и логику мышления автора, писавшего текст. 
01 окт. 2022 г.
Ознакомительное чтение
Прежде чем понять, какую книгу читать вдумчиво, нужно познакомиться с книгами разными, чтобы иметь возможность сделать выбор. От 5 до 15 минут на книгу - разумное время.
01 окт. 2022 г.
Понимание текста
Три основных уровня понимания — возможность презентации (знать — не знаю, а рассказать — расскажу), уровень рабочего понимания (понимаю все основное, но в общих чертах) и глубокое понимание (понимаю в мельчайших деталях).
30 дек. 2016 г.
Прокрастинация
Прокрастинация — склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей и дел. Это «отлынивание» и исполнение обязательств в самый последний момент, а зачастую и тогда, когда все сроки уже миновали.